Курсовая работа: Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале

Введение

С одной стороны, процессы демократизации и гуманизации общества создают условия для свободного развития личности каждого ребёнка. С другой стороны, формирование идеологии плюрализма стимулирует организацию неформальных подростковых объединений, стихийно складывающихся групп и компаний противоправного характера, деятельность которых направлена на отрицание не только признанных авторитетов – педагогов, родителей, но и значения прекрасного в жизни.

Недостаточное использование духовного потенциала эстетики и искусства в воспитательном процессе общеобразовательной школы и семье привело к смещению спектра интересов у подростков в сторону коммерции, теневого бизнеса, что способствует формированию ложных ценностей личности и девиантного поведения подрастающего поколения. Согласно социологическим и психолого-педагогическим исследованиям Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Е.К. Чухмана, Б.П. Юсова, снижение качества эстетического воспитания обучающихся наблюдается в 5–8-х классах общеобразовательной школы. Причиной этого, по мнению учёных, является противоречие между потребностью подростков в идеале и недостатком у них специальной подготовки к полноценному восприятию прекрасного.

Разработке теории эстетической культуры и художественно-эстетического воспитания личности посвящены работы М.С. Кагана, Г.Г. Коломийца, Е.П. Крупник, А.А. Мелик-Пашаева, Г.А. Петровой, В.А. Разумного, В.Г. Ражникова, В.Н. Шацкой, Б.П. Юсова и др.

Нами была определена тема исследования «Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале».

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация процесса эстетического воспитания подростков медиасредствами в условиях социально-культурной трансформации общества.

Объект исследования – эстетическое воспитание подростков в процессе социально-культурной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия и модель, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания подростков на медиаматериале.

Гипотеза исследования – эстетическое воспитание подростков будет более эффективным, если включить в него работу с медиаматериалами.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачиисследования:

1. Изучить и проанализировать проблему эстетического воспитания подростков.

2. Исследовать основные теоретические концепции медиаобразования.

3. Выявить воспитательный потенциал медиаобразования.

4. Описать роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи.

5. Рассмотреть социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка.

1. Основные теоретические концепции медиаобразования

«Психолого-педагогический словарь» определяет медиаобразование (от английского media education и латинского media ) как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».

Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и т.д. Оно не только отвечает нуждам современной педагогики в развитии личности, но и расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующих черты практически всех традиционных искусств) помогает исправить такие существенные недостатки традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых «выразительных средств») и содержания при анализе конкретного художественного произведения.

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре. При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий, что возможно как в автономном варианте, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.

Таким образом, среди основных условий развития процесса медиаобразования в России можно выделить:

– общую ориентацию на развитие личности (включая формирование эстетического сознания, художественного восприятия, вкуса и т.д.; развитие критического мышления, творческих потенций индивидуальности в русле идей гуманизма);

– учет психологических особенностей, спектра реальных интересов и предпочтений детской и молодежной аудитории;

– разработку критериев развития медиавосприятия и способности к критическому, художественному анализу медиатекстов;

– совершенствование моделей, программ, методик, форм проведения занятий со школьниками и студентами на материале медиа (в том числе с использованием зарубежного опыта);

– модернизацию материально-технической базы процесса обучения;

– включение в вузовские (и школьные) программы курсов, предусматривающих изучение медиакультуры.

Что же касается системы медиаобразования, то она включает в себя:

– целевые установки на развитие личности;

– компонентность: составляющие системы – педагоги (учителя, преподаватели) и воспитуемые (школьники, студенты); средства обучения и воспитания (произведения медиакультуры и др.); педагогическая модель (констатация уровней развития и восприятия произведений медиакультуры в конкретной аудитории; стимуляция креативных способностей (через творческую деятельность в области медиа), формирование целостного восприятия и анализа медиатекстов (с учетом специфики конкретного вида медиапрессы, телевидения, радио, кинематографа, Интернета и т.д.), индивидуального творческого и критического мышления; знакомство с основными этапами истории медиакультуры);

– структурность (взаимосвязь компонентов системы, логическая обоснованность последовательности этапов модели, заключающихся, в частности, в том, что практические занятия креативного характера опережают занятия теоретического плана, что дает аудитории возможность развить целостное восприятие медиатекстов без присущей традиционному преподаванию искусств (литературы и др.) доминанты интеллектуального над эмоциональным;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 465
Бесплатно скачать Курсовая работа: Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале