Курсовая работа: Этика социально-педагогической деятельности

Тема 1. Профессиональная этика социального работника

1.1Актуальность этической регламентации социальной работы

С того момента, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности общества и государства, когда социальные работники были включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были формализованы, так как, подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшую для государства и общества задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития.

Современный инновационный подход, рассматривая вопросы этики в профессиональной деятельности, предлагает оценивать не столько результаты деятельности, сколько саму деятельность, ее сущность: цели и задачи, мотивы, средства и действия, необходимые специалистам и учреждениям для достижения поставленной цели, – то, что в обычных условиях не является предметом контроля со стороны общества и государства или разного рода формальных и неформальных организаций.

Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в социальной работе и в современном украинском обществе. Основными внутренними причинами этого явления для социальной работы можно считать следующие:

1. Любая сфера человеческой деятельности может функционировать эффективно лишь при соответствующей этической регламентации. Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении, следовательно, социальная работа может быть оценена с точки зрения моральных норм.

Однако, являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к его наименее защищенным членам, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур и представителей.

2. В отличие от большинства других видов деятельности, направленных на людей, социальная работа проводится с людьми особыми, которые имеют серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Поэтому труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, наличие чувства высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека.

3. Между самой деятельностью в сфере социальной защиты и ее конечным результатом существует такая этическая связь, которая обусловливает выбор социальным работником не только цели, но и средств ее достижения. Известное изречение "цель определяет средства" в социальной работе не уместно.

Однако и наличие морально положительной цели, и выбор адекватных средств не всегда гарантирует успех в социальной работе (поскольку иногда трудно заранее предвидеть, каким образом будет использован клиентом результат деятельности социального работника). В этих условиях тем более важна этическая ориентированность деятельности социального работника: он должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не может быть использован против людей, чтобы социальная работа как профессиональная деятельность не была дискредитирована.

4. Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен самому себе, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один с клиентом. Указанное обстоятельство требует от социального работника особых навыков и полного соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением, более жесткого самоконтроля, нежели вне профессиональной деятельности.

5. Деятельность социального работника носит преимущественно творческий характер. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей "скучных" не представляется возможным, должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, способствующая формированию единства подходов к решению проблем и обусловливающая нормативное поведение и действия специалистов.

6. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими нормами естественно, однако в силу различных внешних обстоятельств (особенно в кризисные периоды) оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социального работника выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам социальной службы является его серьезным вкладом в дело морального оздоровления всего нашего общества.

Таким образом, перечисленные причины являются достаточными для актуализации вопроса о разработке и принятии этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения с другими институтами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета украинского народа и ожиданий общества.


1.2 Отечественная история становления этических традиций социальной работы

Первое упоминание в области этических основ социальной работы одновременно является и первым упоминанием о социальной работе как таковой и относится к 1750 г. до н.э. Это свидетельствует о том, что уже древние не представляли сущности социальной работы в отрыве от ее этических норм и традиций. В это время в Вавилоне создавались кодексы справедливости – гражданские акты, призывавшие людей любить ближнего, заботиться о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "проявление любви в отношении человечества"), в Риме – как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня" [13, 17 -19].

С образованием материнского рода человек получил "первый урок личности, научавший ее, насколько она выигрывает в борьбе за существование, вступая в ассоциацию, которой личность приносит в жертву исключительный эгоизм, но от которой получает громадное приращение сил, результаты общей опытности, общей работы мысли всех членов ассоциации и традицию длинного рода поколений" [7, 78].

К этому периоду можно отнести появление первых форм взаимопомощи людей, прообразов будущей благотворительности. Именно в этот период начинается постепенное формирование собственно моральных отношений, регулирующих взаимодействие людей и форм их существования на основе определенных нравственных законов.

Формирующиеся моральные отношения группируются вокруг этики альтруизма и коллективизма. Для того, чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы внутри этноса возникла альтруистическая этика, в соответствии с которой интересы коллектива ставятся выше личных. Такая этика наблюдается и среди стадных животных, но только у человека она приобретает значение единственного видоохранного фактора, при этом имеется в виду, что альтруизм и коллективизм подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества [5, 162].

Особенно ярко альтруизм проявляется в этике славянских племен, у которых деление на "своих" и "чужих" было менее четким, и этика отношений, в частности этика взаимной помощи, распространялась на тех и других более или менее одинаково, конечно, при условии, что "чужие" миролюбивы и не несут угрозы благополучию славянского рода или племени. Даже иноверцы получали равные со славянами права, если, оставаясь среди них, не оскорбляли миропонимания славян, основанного на древней языческой религии. Так, византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский писал: "Эти племена, славяне и анты… издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом". "Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков", – говорится в "Жизнеописании Оттона Банберского". Маврикий Стратег, Адам Бреженский, Ибн-Русте, Ибн-Фадман и другие путешественники, оставившие заметки о своем посещении славянских земель, единодушны во мнении, что людей более гостеприимных, радушных, доброжелательных, милосердных и справедливых, чем славяне, найти трудно.

Первые, наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности людей моральные принципы, отмечаемые историками и этнографами у всех народов земли, получили в дальнейшем закрепление в религиозных нормах и заповедях, а впоследствии – в светских законах.

Православие, постепенно распространяясь среди русичей, не противоречило их этическим представлениям о необходимости помогать нуждающимся и следовать вековым традициям милосердия. Православие как ветвь христианства является наднациональной религией (в отличие, например, от религии иудеев) и не разделяет людей по признаку национальности, расы, цвета кожи, уровня материального достатка или другим; единственный критерий деления – вера, вследствие чего все исповедующие христианство люди – "братья во Христе". Самый главный этический принцип ("Золотое правило этики") изложен в Нагорной проповеди Иисуса Христа и гласит: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12).

В Древней Руси этика помощи человеку не оформлялась в отдельную отрасль знаний, а существовала в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого фактора оказания помощи. Вводя в конце Х в. на Руси православие, великий киевский князь Владимир заботился о том, чтобы не только буква, но и, главное, дух православия на русских землях восторжествовал. С этой целью князь Владимир в 996 г. поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку ("церковная десятина").

Наиболее целостную систему этических воззрений в древнерусский период, которая затрагивает в числе прочих и проблему помощи нуждающимся, являет собой "Поучение Владимира Мономаха". Князь Владимир Мономах в "Поучении" своим потомкам (1099) писал о необходимости проявлять неустанную заботу о нищих, убогих, сиротах, вдовах, поддерживать их материально и восстанавливать социальную справедливость, защищать слабых от притеснения сильных.

Таким образом, Мономах считал важным соблюдение общих моральных правил, среди которых можно выделить и этические правила благотворительности: уважение к людям, умение быть полезным, быть верным данному слову, заботиться о бедных и защищать их, делать людям добро и избегать зла, творить милостыню.

Продолжением и развитием сложившихся в древности славянских этических обычаев и традиций в отношении помощи и взаимопомощи, обобщенных позднее в рамках Нового Завета, "Поучения Владимира Мономаха", сборников "Пчела" и "Златоуст" и других, явился распространившийся в ХVIв. "Домострой". В нем затрагиваются вопросы нравственности личности и содержатся определенные требования, в том числе и требование участвовать в благотворительности: человек должен не только соблюдать основные заповеди христианской религии, то есть не красть, не клеветать, не лгать, "но и быть… к убогим приветну и милостиву…".

В эпоху великого реформатора Петра I и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нормы как этики, так и этикета, не разделяемых по содержанию. Большинство изложенных в них правил относится ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер. Очень важным в отношениях с людьми считается "оказание почтения всякому человеку вообще, какого бы кто имени, веры и закона не был… он есть ближайший твой". Светские этические кодексы подчеркивают необходимость проявлять сочувствие к человеку, оказавшемуся в беде.

Так, например, в нравственной энциклопедии, содержащей описание обязанностей человека в общежитии (начало XIV в.) говорится: "Кто берет участие в горестях ближних своих, тот заставляет себя любить, а кто безжалостен, тот не может наслаждаться именем друга человечества…" Многие светские лица, в том числе и канонизированные после смерти, славились при жизни своим милосердием и состраданием к неимущим. Таковыми были Юлиания Лазаревская (Муромская), У.У.Осорьина, Ф.П.Гааз, Ф.М.Ртищев, В.Ф.Сологуб, В.Ф.Одоевский и многие другие; они не только сами оказывали помощь нуждающимся, но и своим примером побуждали к благотворительности.

Особый пласт этической культуры в связи с идеями социальной помощи заложен в работах отечественных философов: И.Брянчанинова, П.Чаадаева, Н.Чернышевского, П.Лаврова, Н.Михайловского, В.Соловьева и другие.

Все они, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и развивают одну и ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования; жить для других – это значить жить для себя, жить в мире со своей душой и совестью, и поэтому делать добрые дела, помогать людям – необходимо, полезно и рационально. Во взглядах светских философов также четко прослеживается и мысль о ценности человека: человек ценен как самостоятельная личность, имеющая право на личное счастье, совершенствование и свободу поступков и выполняющая долг прежде всего перед собой.

Этические взгляды общества на социальную роботу (точнее, на социальное обеспечение) претерпевают существенные изменения в советский период: во-первых, тогда считалось, что в условиях социализма все граждане в достаточной мере социально защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, например, как система благотворительности, не требуется.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 214
Бесплатно скачать Курсовая работа: Этика социально-педагогической деятельности