Курсовая работа: Эволюция научной географии
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
Геолого-географический факультет
Кафедра географии
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ ГЕОГРАФИИ
(Курсовая работа)
Выполнила
ст-тка 1 курса,
группы
Научный руководитель:
Стажер-исследователь
Гребенюк А. М.
Томск 2005
Содержание
Введение___________________________________________________ 2
1. Этапы развития научной географии__________________________4
1.1. Теоретические географические открытия__________________4
1.2. Роль эволюционного учения в развитии научной географии__7
1.3. Экономическая география и районирование_______________10
1.4. Научные географические школы_________________________14
2. Развитие теоретических основ научной географии______________ 17
2.1. Дифференциация и интеграция научной географии________ 17
2.2. Математические методы в современной географии________ 19
2.3. Теоретическая география______________________________ 20
2.4. Развитие и содержание общей географии сегодня__________22
Заключение_________________________________________________24
Список использованной литературы____________________________ 25
Введение
В последнее время в науке сформировалась особая отрасль, которая получила название «науковедение», или «наукознание». Познание истории и методологии науки приобрело в настоящее время большое значение. Развитие науковедения оказало положительное влияние на содержание гораздо более частных научных исследований по истории и методологии отдельных наук – сделало их шире, соединило их с рассмотрением истории и методологии смежных наук. Несомненно, существуют общие закономерности развития и функционирования науки как сложной системы знаний, как социального явления, связанного с динамикой производительных сил, со сменой общественных экономических формаций. Фундаментальные науки непрерывно рождают новые теории, теоретические положения, обобщения, выводы, питая научно-технический прогресс. Науки претерпевают постоянные изменения, постоянно пополняются, изменяется их структура, области их исследования. Аналогичные процессы происходят и в географии: она сильно дифференцировалась и образовала систему, в которую вошли физическая география и ландшафтоведение, картография, экономическая и социальная география, социально-экономическая картография, геоморфология, океанология, климатология, гидрология суши, биогеография, медицинская география, палеогеография, эрозионистика, гляциология, география почв, страноведение, история географии, теоретическая география, геокибернетика, рекреационная география и другие разделы.
Наряду с процессом дифференциации географии возник и противоположный процесс интеграции, направленный на единство географической науки, на ее внутреннюю теоретическую целостность. Интеграция науки состоит не в том, чтобы уничтожить ветви, образовавшиеся в процессе ее дифференциации, а в том, чтобы объединить их общими теоретическими позициями, общим фундаментом. Иначе география потеряет свое значение фундаментальной науки и превратится в набор прикладных наук. Интеграция, направленная на единство географической науки, имеет в виду интенсивный «обмен веществ» между дифференцировавшимися ее ветвями и пограничные исследования. Начиная с ранних этапов развития, география постоянно ощущала потребность в интеграции ее все более отдаляющихся друг от друга естественных и общественных отраслей. Еще А. Гумбольдт писал о важности создания единой научной области, изучающей как все природное, так и социальное на земле, а Ф. Ратцель и другие его современники задавались вопросом: «Действительно ли понятия и методы физической географии столь глубоко отличаются от таковых в социальной географии, что эти две ее ветви решительно не могут быть объединены в рамках одной дисциплины?».
Давайте примем определение географии как науки о законах развития пространственно-временных систем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества и о методах регулирования этих систем и управления ими. В наше время ни одна из этих систем не может быть исследована вне процесса взаимодействия природы и общества. В одних из них это взаимодействие сильнее, в других – слабее, но все равно оно составляет сущность всей географической науки, ее единства, целостности. В географической науке не решены проблемы объединения ее представлений о геокомпонентах с фундаментально различающейся субстанцией и подвижностью вещества в единое знание о геокомплексе, а также проблемы интеграции знания о косной части природной среды и биоте. Требует интеграции также сильно разветвленная и продолжающая расползаться социально-экономическая география.
Первые идеи о необходимости единства знания о Земле и создании обобщающей науки прозвучали, вероятно, в виде синтетической концепции геосфер Э. Зюсса и высказываний А. Геттнера, который предположил, «откинув все местные особенности и временные изменения или просто пренебрегая ими и сосредоточивая свое внимание только на всеобщих для всей земной поверхности одинаковых (или предположительно одинаковых) явлениях, сделать связь различных царств природы предметом особой науки». В 60-е годы XX века стремление к интеграции проявилось в попытке рассмотрения географии как «единой монистической» науки, в призыве к «идейной борьбе за единство географических дисциплин, которая позволит охватить «единым взглядом» всю целую картину реального мира».
География, зародившаяся в примитивной форме описания местности, сегодня представляет собой сложную совокупность наук с несколькими десятками направлений, каждая из которых представляет собой науку гораздо более сложную, чем география в стадии ее зарождения. На этом пути наука претерпевала значительные изменения и развивалась в тесном взаимодействии с другими фундаментальными науками. В своей курсовой работе я покажу сложный путь эволюции и современное состояние научной географии.
1. Этапы развития научной географии
1.1. Теоретические географические открытия
География возникла в глубокой древности в связи с насущными жизненными потребностями людей – с охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. География началась с познания окружающей местности. Уже охотники на мамонтов оставили свои «крохи» (карты) среди наскальных изображений. В процессах очень медленных миграций и освоения новых территорий каменного века складывались различные расовые типы и этнические общности. Позднее древнейшие государства соединили представителей этих типов и общностей. Эти государства нуждались в познании территории и народов не только своих, но и других государств. На этом этапе происходило плодотворное смыкание различных культур, заимствование накопленных представлений, изобретений, навыков. Известны далекие путешествия древних египтян, минойцев, финикиян и карфагенян, древних индийских мореходов. Они предпринимались в практических целях, чтобы расширить число источников знаний и количество поставляемого ценного сырья. В античную эпоху – в Древней Греции и позже в Древнем Риме – широко развернулись серьезные работы по географии. Долгое время, географические представления составляли одно целое с философией, историей, медициной. Знаменитый Геродот, много путешествовавший, считал, что история должна рассматриваться географически, а география – исторически. Именно от Геродота пошло изречение, что география – рукотворная история. Геродот специально не изучал природу, но его предположения во многих случаях были вернее, чем у значительно более поздних географов, например, относительно формирования долины и дельты Нила, замкнутости Каспийского моря.
Поворот в географии от истории к естествознанию был осуществлен великим греческим философом Аристотелем. Он много внимания уделял естественным географическим исследованиям, что нашло свое отражение в его «Метеорологии». В известной степени Аристотель – родоначальник гидрологии, океанологии, метеорологии.
В эпоху эллинизма греческая наука и культура соединяются с наукой и культурой Востока. Географический кругозор ученых Греции сильно расширился, обильный фактический материал перевел к пересмотру многих прежних представлений. Это все усилило дифференциацию науки (которой положил начало универсальный гений Аристотеля), углубило специализацию исследований. Полвека спустя греческий ученый Эратосфен синтезировал и обобщил новые познания и фактический материал на более высоком уровне. Его труды использовал в своих работах Страбон, живший на рубеже двух летоисчислений. Он написал «Историю» в 43 книгах и «Географию» в 17 книгах. От «Истории» почти ничего не сохранилось, а география полностью уцелела. Век спустя после смерти Страбона римский астроном, картограф и географ Клавдий Птолемей тоже написал ряд ценных трудов по географии. Именно им заканчивается классическая эпоха античной географии.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--