Курсовая работа: Европейский парламент

Выше уже отмечалось, что вплоть до последнего времени Европарламент находился и в известной мере находится сегодня в тени других институтов. Ни его полномочия, ни реальная роль в механизме управления до сих пор не дают оснований для того, чтобы отводить ему верхнюю ступеньку в реальной иерар-хии институтов. Не случайно во многих учебниках и справочных изданиях сначала говорится о Совете и Комиссии, а лишь потом о Европарламенте. Даже в «Кратком очерке Европейского сообщест-ва», подготовленном специалистами из Европейского союза, ха-рактеристика институтов начинается с Комиссии как проводника политики Сообщества, а Европарламент, красиво именуемый «голо-сом демократического федерализма», рассматривается во вторую очередь.

Статус Европарламента долгое время оставался одним из самых слабых аргументов в пользу идеи о постепенном продвижении сооб-ществ по пути к государственной модели (федерация) или к союзу государств (конфедерация). Аналогии с национальными парламен-тами, как правило, не получилось. Правда, в последние годы положе-ние стало несколько изменяться. Статус Европарламента, пусть и незначительно, все же был повышен, чему способствовал заложен-ный в нем с самого начала демократический потенциал. В Маа-стрихтском договоре Европарламент назван первым.

Усиление «парламентского» характера Европарламента отвечает не только требованиям демократии. Это аргумент в пользу укрепле-ния государственных начал в развитии самого Европейского союза. Ведь парламенты, как известно, имеются только в государствах (как унитарных, так и федеративных), являются характерной чертой их механизма управления. Как свидетельствует исторический опыт, парламенты могут быть и в конфедерациях (во всяком случае Сенегамбия имела свой парламент), в то время как международные орга-низации даже всемирного масштаба (как, например, Организация Объединенных Наций) или региональные (типа Организации аме-риканских государств) не имеют парламентов. Их ассамблеи или аналогичные органы состоят не из депутатов, избираемых населени-ем, а из представителей, назначаемых от каждой страны-участницы ее президентом или правительством.

Поэтому уже сама идея создания в сообществах парламентского учреждения отразила их отличие от международных организаций. Существенно и то, что эта идея была выдвинута еще тогда, когда интеграция делала первые шаги. Предшественником нынешнего Ев-ропарламента была Всеобщая ассамблея Европейского объединения угля и стали. Ее полномочия, однако, были весьма ограничены: она осуществляла слабый контроль за деятельностью Верховного органа и самое общее наблюдение за некоторыми другими делами ЕОУС. Ущербным для Ассамблеи явился порядок ее формирования. Депу-таты от государств-членов не избирались населением, а назначались, хотя в статье 20 Договора о ЕОУС устанавливалось, что Ассамблея состоит из представителей народа. Определенным суррогатом запла-нированных выборов стало своеобразное «командирование» в Ас-самблею депутатов национальных парламентов государств — членов ЕОУС (по решению самих парламентов).

Характерно, что учрежденные в 1957 г. ЕЭС и Евратом восприня-ли квазипарламентский образец ЕОУС. Однако было решено не со-здавать в каждом сообществе свою собственную ассамблею, а иметь одну на всех. Она стала официально именоваться Европейской парла-ментской ассамблеей. Чтобы придать ей больше авторитета, хотя бы на словах подчеркнуть ее сходство с национальными парламентами, депутаты Ассамблеи уже в 1962 г. приняли решение о другом ее названии — «Европейский парламент». Однако в официальных доку-ментах других институтов сообществ такое название прижилось не сразу. Только с вступлением в силу Единого европейского акта оно стало общеупотребительным. Но это был успех «местного значе-ния». Реальной отдачи не получилось, поскольку полномочия Евро-парламента остались ограниченными.

Выборы в Европарламент. Авторитет Европарламента в какой-то мере повысился после того, как он стал подобно всем другим парла-ментам избираться населением. Принципиальное решение об этом было принято на заселении Европейского совета в Риме 1 —2 декабря 1975 г. Европейский совет назвал даже дату первых выборов — май — июнь 1978 г. В соответствии с этим решением Совет разрабо-тал положения о выборах, получившие затем одобрение в государст-вах-членах. Они были оформлены в виде вступившего в силу 8 октября 1976 г. Акта о введении всеобщих и прямых выборов депутатов Европейского парламента. Положения этого Акта заменили статью 138 Договора о ЕЭС и соответствующие статьи других учредитель-ных документов. Таким образом была определена правовая база для проведения первых выборов в Европарламент в 1978 г.

В настоящее время избирательное право европейских сообществ по-прежнему сконцентрировано главным образом в этом Акте, кото-рый дополнялся и изменялся трижды: в 1985, 1993, 1994 гг. Поправ-ки были связаны с расширением состава сообществ. Действующая редакция Акта о введении всеобщих и прямых выборов депутатов Европейского парламента утверждена решением Совета от 1 января 1995 г. Но Акт отнюдь не является исчерпывающим документом. Разработать единый порядок проведения выборов во всех государст-вах-членах пока не удалось. Видимо, такая задача оказалась намного сложнее, чем это могли предвидеть те, кто ее ставил. До сих пор конкретный порядок проведения выборов в Европарламент в каж-дом государстве-члене определяется им самим. Многообразие под-ходов при этом сохраняется, и потому депутаты Европарламента избираются на разных, порой противоположных основаниях. Подав-ляющее большинство стран (кроме Великобритании, где за исключе-нием Северной Ирландии действует мажоритарная система) приме-няли до последнего времени ту или иную модификацию пропорцио-нальной избирательной системы.

В дополнение и развитие положений, закрепленных в Акте о вве-дении всеобщих и прямых выборов депутатов Европарламента, в государствах-членах разработаны и приняты свои избирательные за-коны. В Германии, например, это Закон о выборах депутатов Евро-пейского парламента из Федеральной Республики Германии от 16 июня 1978 г. (в редакции от 8 марта 1994 г.). В Законе установле-но, в частности, что выборы проводятся в соответствии с принципом пропорциональных выборов на основе списков кандидатов, которые могут выставляться по отдельным землям или в целом по ФРГ. Каж-дый избиратель имеет один голос. Избирательным округом является территория всей Германии. Для сбора и подсчета голосов образуют-ся избирательные участки.

Новые веяния «европеизма» нашли отражение в статьях Закона, определяющих, кому предоставляется избирательное право. Актив-ным избирательным правом наделены не только граждане ФРГ, но и граждане других государств — членов европейских сообществ (ст. 6 «а»). При этом к ним применяются те же критерии, что и к немцам: достижение ко дню выборов 18-летнего возраста и наличие постоянного местожительства в Германии в течение не менее трех месяцев до дня выборов. Избирательное право используется один раз и только персонально. Это касается также тех, кто имеет право избирать и находится в другом государстве-члене.

Амстердамский договор поддержал принцип всеобщего и прямо-го избирательного права. Европарламенту поручено разработать предложения о проведении выборов на основе этого принципа во всех государствах — членах Европейского союза. Возможно, что будет установлен единый порядок для всех государств-членов или же Совет выработает с согласия Европарламента общие условия, которые будут рекомендованы государствам-членам для их приня-тия в соответствии со своими конституционными установлениями (п. 4 ст. 138).

Соответственно сформулированы статьи Закона, регламенти-рующие порядок предоставления пассивного избирательного права (ст. 6 «b»). Это право имеют как граждане ФРГ, так и «граждане Европейского союза». Нужно только быть не менее года немцем или «гражданином Союза», достичь 18-летнего возраста и иметь посто-янное местожительство в Германии.

В Законе подробно регламентирован порядок прекращения депу-татского мандата. Общее правило гласит: депутатский мандат исчер-пывает себя с открытием первого заседания вновь избранного Евро-парламента. Кроме того, перечислены случаи, когда депутат утрачи-вает свой мандат: 1) недействительность приобретения мандата;

2) утрата хотя бы одного из условий предоставления избирательного права; 3) пересмотр результатов выборов; 4) отказ от мандата;

5) признание Конституционным судом ФРГ антиконституционнос-ти партии или части партии, к которой принадлежит депутат; 6) пра-вомерный запрет в избирательном округе политической группиров-ки, к которой принадлежит депутат; 7) согласие на выдвижение своей кандидатуры на выборах Президента ФРГ; 8) назначение судей Конституционного суда ФРГ; 9) назначение государственным парламентским секретарем; 10) назначение уполномоченным гер-манского бундестага; 11) назначение федеральным уполномочен-ным по защите тайны; 12) согласие на выдвижение своей кандидату-ры на выборах в земельные правительства. Наряду с этим действуют все ограничения, установленные Актом о введении всеобщих и пря-мых выборов депутатов Европарламента (ст. 22).

Численность депутатов постоянно возрастала. Всеобщая ассам-блея ЕОУС насчитывала в 1952 г. 78 членов. Парламентская ассамблея европейских сообществ состояла в 1958 г. из 142 членов, а после присоединения к сообществам Великобритании, Ирландии и Дании уже из 198 членов. Накануне первых прямых выборов депутатов населением была установлена новая исходная цифра: 410 мандатов. Для Греции в 1981 г. были предусмотрены еще 24 места. В 1987 г., когда в сообщества вступили Испания и Португалия, состав Евро-парламента возрос на 84 места и составил 518 депутатов. После вос-соединения Германии состав Европарламента был увеличен, причем дополнительные места были даны не только Германии, — хотя глав-ным образом ей. Общая численность Европарламента достигла 567 депутатов. И наконец, новейшее расширение Европейского союза (вступление в него Австрии, Финляндии и Швеции) добавило в начале 1995 г. Европарламенту 58 мест. В настоящее время в Евро-парламенте 625 мест. Амстердамский договор установил лимит уве-личения числа депутатов Европарламента. Отныне Европарламент не может насчитывать более 700 депутатов.

Обращают на себя внимание нормативы представительства госу-дарств-членов в Европарламенте. Первоначально эти нормативы были утверждены решением Совета от 20 сентября 1976 г. в преддве-рии прямых выборов депутатов населением. В основу распределения мандатов между государствами-членами с самого начала был поло-жен главный критерий — численность населения, что, однако, не всегда точно определяло удельный вес того или иного государства в сообществах. В это распределение впоследствие вносились измене-ния, следовавшие за приемом новых членов и воссоединением Гер-мании. В настоящее время число депутатов, избираемых населением, по странам таково. Больше всех депутатов у Германии — 99. Фран-ция, Италия, Великобритания имеют по 87 депутатов. Далее следует Испания — 64 депутата. Голландия получила 31 мандат. Бельгия, Греция, Португалия избирают по 25 депутатов. Австрия и Швеция располагают каждая 21 мандатом. Дания и Финляндия посылают в Европарламент по 16 депутатов, Ирландия — 15. Меньше всего депу-татов избирает Люксембург — 6. Амстердамский договор оговарива-ет, что в случае изменения приведенного распределения мандатов, число депутатов от стран должно обеспечивать надлежащее предста-вительство народов государств, объединенных в Европейский союз.

Сопоставление количества депутатских мест с численностью на-селения показывает, что крупные страны оказались пропорциональ-но хуже представлены, чем малые. Если бы принцип пропорции был последовательно выдержан, то Германия имела бы 137 депутатских мест, Великобритания — 98, Франция — 97 и т.д. В то же время Люксембургу было бы отведено всего одно место, а Ирландии — 6, Дании и Финляндии — по 9 мест. Сегодня на одно место депутата Европар-ламента в Германии приходится 817 000 человек, а в Люксембурге — 65 000. Отход от буквального следования принципу пропорциональ-ности был обусловлен стремлением ослабить возможный диктат крупных стран. В определенных случаях малые страны, объединив-шись друг с другом, а еще лучше получив поддержку одной из круп-ных стран, способны отстаивать свои интересы.

Вопрос об обеспечении соответствующего представительства го-сударств-членов в Европарламенте на будущее рассматривался на Межправительственной конференции 1996—1997 гг. Конкретные нормативы не были определены, но в Амстердамском договоре по-явилось положение о том, что в случае изменения действующих ус-тановок число депутатов от каждого государства-члена должно обес-печивать соответствующее представительство народов государств, объединенных в Европейский союз.

Выборы в Европарламент проводятся после истечения пятилет-него срока полномочий действующего состава депутатов. Определе-ние времени выборов входит в компетенцию Совета, который обя-зан, однако, предварительно заслушать мнение Европарламента. Конкретная дата выборов в каждом государстве-члене (в пределах от четверга до воскресенья в неделю, установленную для выборов) ус-танавливается им самим. Если выборы в государстве-члене прово-дятся в два тура, то первый тур должен быть намечен именно в данный промежуток времени.

Что же показали прямые выборы в Европарламент? Прежде всего они способствовали повышению интереса самых различных слоев населения к проблемам интеграции, приблизили граждан госу-дарств-членов к пониманию этих проблем, к делам сообществ и всего Европейского союза. Но не стоит переоценивать результаты подоб-ного приближения. Как по существу, так и по форме избирательные кампании по выборам в Европарламент мало чем отличались от тех, которые проводятся при выборах в национальные парламенты. Осо-бой разницы население не заметило. Разве что накал политической борьбы был послабее. Характерно и то, что зачастую в центре изби-рательных кампаний по выборам в Европарламент стояли те же во-просы, что и на выборах в национальные парламенты.

Положительным итогом можно считать, далее, повышение уров-ня депутатов — как профессионального, так и общеполитического, а следовательно, повышение и уровня Европарламента в целом. Отказ от прежнего правила, согласно которому член Европарламента должен был первоначально стать депутатом национального пар-ламента, привел к тому, что появились политики-европеисты, специализирующиеся по делам сообществ, а затем и Европейского союза. Статус депутата Европарламента повысился по многим направлени-ям, и как следствие, профессиональные политики порой стали пред-почитать европейский мандат национальному. Все это способствова-ло растущей активности Европарламента.

Вместе с тем в Амстердамском договоре обращено внимание на выполнение депутатами своих обязанностей в Европарламенте. В новой редакции пункта 5 статьи 138 Договора о Европейском союзе записано, что Европарламент после получения мнения Комиссии и одобрения Совета, принятого единогласно, определит директивы и общие условия, касающиеся выполнения депутатами своих обязан-ностей.

Однако значение выборов в Европарламент не следует преувели-чивать. В целом они еще уступают в престиже выборам в националь-ные парламенты. Об этом свидетельствуют показатели участия из-бирателей в голосовании. Их сопоставление с итогами националь-ных выборов говорит не в пользу выборов в Европарламент. Есть несколько причин, объясняющих такое положение. Объективно ев-ропейские интересы уступают по своему значению для избирателей национальным и даже региональным, локальным интересам. Не менее существенно и то, что главную роль на выборах в Европарла-мент, как и на выборах в национальные парламенты, играют нацио-нальные политические партии. Европейских политических партий практически пет, а координация деятельности национальных пар-тий, близких по идеологии и главным целям, по-настоящему не на-лажена даже после введения прямых выборов в Европарламент.

В целом же переход к выборам депутатов Европарламента непо-средственно населением сыграл важную роль. Такие выборы способ-ствовали повышению престижа, легитимности Европарламента — как общеполитической, так и правовой. Изменилось соотношение «сил» институтов. Претендуя на статус представителей населения Европы, депутаты Европарламента стали не только более активны-ми, но и более агрессивными по отношению к Совету и Комиссии. То обстоятельство, что депутаты Европарламента представляют не на-циональные парламенты своих стран, а непосредственно избирате-лей, делает их более независимыми при обсуждении и решении про-блем развития. Депутаты не зависимы от национальных парламен-тов, которые не могут ни предопределять их действия, ни отзывать или смещать их в случае разногласий.

Прямые выборы в Европарламент привнесли немало нового и в характеристику сообществ и Европейского союза. У них появился свой «народ», осуществляющий одну из важнейших функций — из-брание своих представителей в парламентское учреждение. Таким образом, упрочиваются, получают дополнительные основания госу-дарственные признаки Европейского союза, подобные отличающим государство в его классическом понимании. И хотя это пока только один из нескольких признаков и наряду с ним сохраняются многие другие признаки, свойственные международным организациям, пря-мые выборы депутатов Европарламента населением явно ободрили сторонников превращения Европейского союза в федеративный го-сударственный союз.

Депутаты Европарламента избираются на пять лет. Этот срок исчисляется с открытием первого после выборов заседания парла-мента. Очередные выборы проводятся в течение последнего года пятилетнего срока, на который избирается Европарламент. Если проведение очередных выборов в установленный срок окажется не-возможным, новая дата выборов должна быть определена единоглас-но Советом по предложению Европарламента.

Депутаты Европарламента осуществляют свою деятельность в соответствии с принципом «свободного мандата». Они не связаны ни с наказами избирателей, ни с указаниями фракций. В избиратель-ном законодательстве и в Регламенте Европарламента особо огова-ривается, что депутаты Европарламента голосуют лично и по отдель-ности. Они не обязаны выполнять ничьи поручения и инструкции. Нередко «свободный мандат» истолковывается более широко — как полное отсутствие зависимости депутатов от избирателей. Под-тверждение нередко ищется в известной формуле: депутат представ-ляет не только своих избирателей, но и весь народ. Однако эта фор-мула может быть оспорена даже в национальных масштабах и тем более не обязательна в рамках Европейского союза. Могут сказать, что парламентское право Европейского союза не предусматривает отзыва депутата, но столь же верно и то, что оно такой отзыв опреде-ленно не запрещает.

Избирательное право ЕС не ограничивается достаточно деталь-ным регулированием национальным правом государств-членов во-проса о возможности совмещения депутатом Европарламента этой должности с другими постами. В Акте о введении всеобщих и пря-мых выборов депутатов Европарламента содержатся подробные пра-вила на этот счет. Характерно, что, помимо общего стремления повы-сить авторитет и укрепить самостоятельность Европарламента, отчетливо проявляется идея разделения властей. Нет ограничений в занятии постов в представительных учреждениях государств-чле-нов, но поставлены жесткие барьеры на пути, ведущем к слиянию с другими властями, особенно с исполнительной властью. Так, депу-тат Европарламента может быть одновременно депутатом парламен-та государства-члена, но установлена несовместимость мандата де-путата Европарламента с занятием следующих должностей:

члена правительства государства-члена;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 437
Бесплатно скачать Курсовая работа: Европейский парламент