Курсовая работа: Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе
Введение
Глава 1. Научные подходы к социализации и социальной адаптации детей с ОПФР
1.1 Основные понятии социализации и социальной адаптации детей с ОПФР в психологии, педагогике и социологии
1.2 Учреждения образования как основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР
1.3 Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР
Глава 2. Практическая реализация социального включения на примере Республики Беларусь
2.1 Теоретико-методологические основания изучения удовлетворённость практикой социального включения детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс
2.2 Удовлетворенность родителей и специалистов практикой социального включения детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс: по результатам исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Данная курсовая посвящена актуальной теме « Факторы социальной адаптации детей- инвалидов в современном обществе», имеющей большое теоретическое и практическое значение.
Актуальность данного исследования обусловлена усилением социального расслоения общества, воспроизводством различных форм социального неравенства, интенсивности процессов маргинализации целых социальных групп, территориальных общностей населения в условиях кардинальных социально-экономических преобразований. Вместе с тем на фоне устойчивости дегуманизационных практик наблюдается формирование понимания ведущей роли человеческих ресурсов в развитии общества.
В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидностью. В настоящее время Республике Беларуси насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Если в 1995 г. в РБ насчитывалось 458,6 тыс. детей-инвалидов, то в 2003 г. их число приблизилось к 650,6 тыс. человек. При этом около 80 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их доступ к социокультурным и образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для трансформационного периода ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно - практическим отсутствием механизмов их реализации. Осуществляемая до настоящего времени государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. Оптимальным вариантом социализации с позиции государства считается их помещение в учреждения интернатного типа. Отрицательными моментами пребывания ребенка в таких учреждениях выступает его оторванность от широких социальных контактов, семьи, ограничение круга межличностного взаимодействия воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, заниженный уровень получаемого образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий.
Отсутствие благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, ограничение их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует вопросы развития, образования, социальной интеграции и адаптации детей с особыми нуждами, соблюдения их конституционных прав, доступности ресурсов окружающего мира. Это подчеркивает необходимость определения новых приоритетов государственной социальной политики на основе принципов равенства, нормализации жизнедеятельности и включения лиц с ограниченными возможностями в общество. Таким образом, проблема изучения факторов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ребёнка-инвалида) в современном обществе является весьма актуальной.
Цель исследования: изучить факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ребёнка-инвалида) в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия социальной адаптации детей с ОПФР в психологии, педагогике и социологии
- определить основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР,
- рассмотреть семью как основного агент социальной адаптации детей с ОПФР
- определить удовлетворенность оказываемыми услугами в помощи и поддержке родителям детей и молодых людей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь;
- выявить успешные и проблемные области в работе по оказанию помощи и поддержки детям и молодым людям с ОПФР в Республике Беларусь.
Объектом изучения в данной курсовой работе будут дети с ограниченными возможностями и их ближайшее окружение (родители, социальные педагоги, одноклассники и т. д.) включённые в единый процесс социализации и социальной адаптации.
Предметом исследования будут специфические факторы процесса социализации и социальной адаптации детей с ОПФР.
Методы - изучение научно- исследовательской литературы, анализ нормативно-правовых документов, изучение отечественного опыта по данной проблеме, проведение социологического исследования методом анкетного опроса.
ГЛАВА 1 НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОПФР
1.1 Основные понятии социализации и социальной адаптации детей с ОПФР в социологии, психологии и педагогике
В научном сообществе существуют различные подходы к определению понятия социализация.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ( от лат.socialis - общественный) – процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Процесс обучения детей с особенностями психофизического развития носит социальный характер. Школьник учится быть как все и сохранять свою индивидуальность. Источниками социализации являются: передача социального опыта в семье, в школе; взаимное влияние школьников в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве; процесс саморегуляции на основе интериоризации (внутреннего присвоения) социальных установок и ценностей.
Следующим из основных понятий, которым будем руководствоваться в данной работе это:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--