Курсовая работа: Фауст как вершина мировой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Культура века Просвещения
1.1. Истоки, особенности и значение европейского Просвещения
1.2. Специфика литературы эпохи Просвещения
Глава 2. Роль «Фауста» в культуре эпохи Просвещения
2.1. Трагедия Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной мысли и вершина мировой литературы
2.2. Образ Фауста в немецкой литературе и его интерпретация у Гёте
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Иоганн Вольфганг Гете, бесспорно, вошел в историю мировой, литературы как один из ярчайших писателей второй половины XVIII века. Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (во французском языке слово «просвещение» звучит как свет — «lumiere») новая культура видела не в Вере, в Разуме. Знания о мире и человеке призваны были давать науки, опирающиеся на эксперимент, философия и реалистически ориентированное искусство. Судьба унаследованных от XVII века творческих принципов оказалась неодинаковой. Классицизм был принят Просвещением, потому что отвечал его рационалистической природе, но его идеалы радикально переменились. Барокко превратилось в декоратизм нового стиля — рококо. Реалистическое осмысление мира набирало силы и проявлялось в самых разных формах художественного творчества.
Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, Гете был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Гете продолжал линию немецкой натурфилософии, противостоящей материалистически-механистическому естествознанию. И все же взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях Гете. Итоговым сочинением стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни.
Гете — величайший поэт эпохи — был в то же время выдающимся ученым, философом, естествоиспытателем. Он исследовал природу света и цвета, занимался минералами, изучал культуру античности, Средневековья и Возрождения. В «Фаусте» дана грандиозная картина Вселенной в ее понимании человеком Нового времени. Перед читателем предстает мир земной и потусторонний, человек, животные, растения, сатанинские и ангельские существа, искусственные организмы, разные страны и эпохи, силы добра и зла. Вечная иерархия рушится, время движется в любом направлении. Фауст, ведомый Мефистофелем, может оказаться в любой точке пространства и времени. Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами.
Актуальность данного исследования заключается том, что в работе трагедия «Фауст» рассматривается как драма о конечной цели исторического, социального бытия человечества. Проблемы, поставленные в «Фаусте» важны и не утратили свою актуальность до сих пор, поскольку «Фауст» - не столько драма о прошлой, сколько о грядущей человеческой истории, как она представлялась Гете. Ведь Фауст, по мысли в мировой литературе и попытка рассмотреть его как отражение просветительского мировоззрения.
Целью курсовой работы является анализ значения произведения «Фауста» в мировой литературе и попытка рассмотреть его как зеркало просветительской художественной мысли и вершину мировой литературы.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи :
- рассмотреть истоки, особенности и значение европейского Просвещения;
- изучить особенности литературы эпохи Просвещения;
- охарактеризовать роль «Фауста» в культуре эпохи Просвещения;
- проанализировать трагедию Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной мысли и вершину мировой литературы;
- исследовать образ Фауста в немецкой литературе и его интерпретацию у Гёте.
Объект исследования - трагедия «Фауст» Гете, занимающая особое место в творчестве великого поэта.
Предметом исследования является просветительская идея произведения и его влияние на мировую литературу.
Для раскрытия темы использовались следующие методы:
- сравнительный метод: как перекликается «Фауст» с другими произведениями эпохи Просвещения.
- метод противопоставления: отношение к произведению современников Гете и актуальность проблемы, поднятых в произведении, по сей день.
- синтез научной деятельности со сказочно–излагаемым текстом Гете.
Научной новизной работы является попытка обратить внимание на бытие человеческое, т.е. «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?».
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--