Курсовая работа: Философские течения конца ХХ – начала ХХI вв.

Введение

В последние годы в литературе часто появляются публикации о кризисе философии; о том, что философия в своих традиционных, умозрительных формах не всегда поспевает за стремительной поступью современных научных и технологических новаций; что ее прогнозы достаточно часто запаздывают, а их практическое значение оставляют желать лучшего.

Некоторые даже предполагают, что философия устарела, что она должна быть заменена некоторым новым положительным знанием. Такого рода сентенции опровергаются самим ходом исторического прогресса, проблемные аспекты и беды которого самим своим наличием указывают на необходимость развития философии. Существование большого количества относительно новых философских течений является тому подтверждением.

Современная философия представляет собой единое, но и разнородное целое. Одни современные философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую стороны философии. Поэтому изучающему философию, следует ориентироваться в этой разнородности.

Необходимость ориентироваться в основных современных направлениях философии обусловливает актуальность данной темы

Основная цель работы - анализ сущности основных философских направлений конца ХХ – начала ХХI века.

Исходя из выделенных основных направлений современной философии, мы поставили следующие задачи : - определить понятие и основные положения:

- феноменологии;

- герменевтики;

- аналитической философии;

- постмодернизма;

- биофилософии.

- на основе проведенного анализа сделать общие выводы.

Структура работы состоит из введения, пяти разделов, четыре подразделов, заключения и списка литературы.

Работа написана на основе изучения учебной и специальной литературы по вопросам истории развития философии.


1. Феноменологическое направление в философии

Одним из основных философских направлений ХХ века является феноменология. Феномен – в переводе с греческого то, что является. Относительно философского смысла – это то, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления.

Феномен – это и ощущение, и восприятие, и представление и мысль. Феноменология – это учение о сознании, о феноменах и их смыслах.

Как отмечает В.А. Канке, сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стране, в том числе и в России. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев[1] .

Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце ХХ века, считается Эдмунд Гуссерль. Он понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Это исходная установка, на которой строится философская система.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обедненным. Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира – это результат плохого философствования. Феноменологи как и стремятся восполнить этот недостаток.

Феноменологи считают, что их коллеги, представители других философских направлений не обращают должного внимания на работу сознания. А между тем, современный мир, всемерно культививируя идеалы обезжизненного знания, не только не избегают кризисных явлений, а наоборот, плодит их (бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

Феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного мира. С этой целью вырабатывают особый феноменологический метод, основанный на феноменологии Э. Гуссерля.

Гуссерль стремиться внести полную ясность в вопрос о постижении сущности вещей, реализуемом посредством научных понятий. Каким образом человеку удается постигнуть суть вещей? Преодоление всех трудностей Гуссерль видит в последовательной философии, в феноменологии.

Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить все свои выводы исходя их этого факта. Следовательно, на время анализа нужно «заключить в скобки» как внешний мир, так и различного рода некритические принимаемые в качестве истинных воззрения типа натурализма и субъективизма. Феноменолог временно воздерживается от суждений о внешнем мире; он осуществляет эпохе (это греческое слово как раз и означает воздержание от суждений). Тем самым осуществляется так называемая феноменологическая редукция, т.е. сведение поля анализа к потоку феноменов, где только и можно обнаружить подлинные смыслы.

По Гуссерлю, сознание всегда направлено на предмет, оно интенционально (с лат. стремление). Оперируя феноменами, философ имеет дело не только с внешним, но и с внутренним миром человека. Гуссерль желает иметь дело непременно с основополагающими для философа вещами. Отсюда его призыв: назад, к вещам! Смысл призыва состоит в последовательном проведении анализа феноменов.

Феноменологический метод можно рассмотреть на конкретном примере. Допустим, мы имеем два или более феномена, акта сознания, нацеленных на один предмет – яблоню. Исходные феномены дополняются конструированием многообразия переживаний, осуществляемым благодаря воображению и фантазии человека. Это многообразие принадлежит одному и тому же человеку, следовательно оно определенным образом синтезируется. В синтезированных переживаниях всегда есть нечто идентичное, инвариантное, ибо нацеленность сознания на осмысливаемые вещи не допускает произвольные вариации, а лишь такие, которые согласуются с исходными феноменами (эта яблоня либо другая яблоня). Решающий момент сознания состоит в постижении идентичного, инвариантного, т.е. эйдоса (идеи, понятия). В результате достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании без какого-либо вмешательства предмета.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 163
Бесплатно скачать Курсовая работа: Философские течения конца ХХ – начала ХХI вв.