Курсовая работа: Формирование болгарской народности
Введение 3
Глава 1. Тюркский компонент 6
Глава 2. Ассимиляционное взаимодействие болгар со славянским компонентом 10
Глава 3. Фракийский компонент 19
Глава 4. Роль религиозного фактора в консолидации болгарской народности 21
Заключение 23
Список источников и литературы 24
Примечания 25
Введение
Могучее государство, возникшее на Балканах и возглавляемое ханом Аспарухом, объединило древних болгар и потомков древних фракийцев, а также поселившихся здесь в VI – VII веках славянские племена так называемой болгарской группы. В нее входил ряд народов, населявших Мезию, Фракию, Македонию, частично земли современных Греции, Албании, Сербии, Румынии. Такая ассимиляция в формировании славянской народности не является чем-то странным. Например, сербская народность включила в свой состав представителей дославянского населения – балкан-иллирийцев.[1]
Небольшое количество источников и литературы на русском языке, с которой мы столкнулись, предполагает достаточную актуальность подробного изучения этой темы, хотя на болгарском языке (о чем свидетельствуют сноски в доступных нам работах) эта тема широко разрабатывается.
Д. Ангелов в работах «Проблемы предгосударственного периода на территории будущего Болгарского государства»[2] и «Формирование болгарской народности. Ее развитие в эпоху средневековья (IX – XIV вв.)»[3] детально разрабатывает проблему формирования болгарской народности, изучает процессы ассимиляции различных этнических компонентов, а также приводит лингвистические, нарративные, этнографические и археологические доказательства этому.
Изучая военно-политические союзы болгарских славян в VII в., П. Петров рассматривает также вопрос об их взаимодействии с тюрко-болгарами.[4]
Работы В. В. Седова «Славяне в древности»,[5] «Славяне. Историко-археологическое исследование»,[6] «Этногенез ранних славян»[7] носят обобщающий характер, но в них рассматривается и вопрос о происхождении болгарской народности.
Однако все еще остается ряд спорных вопросов, например, о роли фракийского компонента в формировании болгарской народности. Кроме того, недостаточно внимания уделяется в исследованиях и такому важному фактору консолидации болгарской народности, как принятию христианства, в связи с чем в данной контрольной работе отдельная глава посвящена именно этому вопросу.
Цель данной работы – комплексное изучение факторов формирования болгарской народности.
Задачи следующие:
1) изучить роль тюркского, иранского (аланского), славянского и фракийского компонентов в формировании болгарской народности;
2) проследить процесс ассимиляции и консолидации указанных народов в VII– IX вв.
Хронологические рамки работы определяются начавшимся в VII в. объединение славян и протоболгар, которое закончилось формированием болгарской народности в IX в.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, примечаний, списка источников и литературы. Основная часть состоит из четырех глав. Первая и вторая посвящены метисации и ассимиляции тюрков-болгар и славян (попытно анализируется вопрос о роли иранско-аланского компонента), третья глава рассматривает малоизученный вопрос о роли фракийского компонента в формировании болгарской народности. Четвертая глава посвящена изучению роли религиозного фактора в консолидации болгарской народности.
Глава 1. Тюркский компонент
Праболгары, протоболгары или тюрко-болгары — собирательное название, закрепившееся за тюркскими племенами Восточной Европы, выдвинувшимися на запад в составе гуннских полчищ на заре раннего средневековья и являвшихся этническими наследниками тюркоязычного ядра этого союза. Как пишут А. В. Шабашов А. В. и М. Н. Шабашова в статье «Этнонимия и антропонимия праболгар в связи с реконструкцией их ранней истории», будучи на протяжении столетий одной из доминирующих, в военном и политическом отношении, группировок в Восточной Европе, это этническое объединение сыграло колоссальную роль в исторических судьбах, этногенезе, культуре многих народов данного обширного региона.[8]
Несмотря на это, история и культура праболгар остаются малоизученными в науке, настолько, что до сих пор имеют место крайне противоречивые мнения даже относительно таких самых общих проблем, как их этнический облик. Сравнительно неплохая археологическая изученность праболгарских древностей также не решает проблему, поскольку археологические данные не могут быть интерпретированы без данных других видов источников.
Таким образом, важным подспорьем для интерпретации археологических и отрывочных нарративных источников могут стать данные ономастики, прежде всего, видимо, этнонимии и антропонимии праболгар, зафиксированные в различных исторических сочинениях, большей частью — византийского происхождения.[9]
В целом можно заключить, что со второй половины IV в. они локализуются в основном в Приазовье. В последних десятилетиях VI и в начале VII в. болгарские племена были подвластны Западнотюркскому каганату. Во время войн между конфедератами этого каганата Дулу и Нушиби, начавшихся в 30-х годах VII в., приазовские болгары сумели освободиться из-под власти тюркютов. Вождь племени гунногундур Кубрат начал энергично объединять разрозненные болгарские орды и создал военно-политическое объединение, известное у византийцев под названием "Великая Болгария". Кубрат установил тесные связи с Византийской империей.
После его смерти в середине VII в. объединение распалось, во главе отдельных частей его встали сыновья Кубрата. Воспользовавшись этим, на разрозненные орды болгар стали наступать хазары, создавшие свой довольно мощный Каганат, и, одержав победу, принудили восточноприазовскую орду болгар, возглавляемую Батбаяном, старшим сыном Кубрата, выплачивать им дань. Другая болгарская орда во главе с Котрагом под напором Хазарского каганата ушла на среднюю Волгу.
Дольше всех сопротивлялась хазарам болгарская орда Аспаруха. Не пожелав покориться, она в 70-х годах вынуждена была оставить степи Северного Приазовья и переселиться на запад. Хан Аспарух с ордой, как сообщает "Хроника" Феофана, "переправившись через Днепр и Днестр и достигнув Онгла, более северных по отношению к Дунаю рек, поселился между ним и ими". Исследователи обычно локализуют местность Онгл севернее Дуная, в низовьях Серета и Прута.
Вместе с тем, высказано предположение о том, что Онгл находился в современной Румынской Добрудже, в болотистых низовьях Дуная. Последнее мнение получило некоторую аргументацию в работах Р.Рашева и принято многими археологами. Эта местность с севера и юга защищена многокилометровыми валами (они сооружены в разное время, но могли быть использованы болгарской ордой Аспаруха), с востока ее ограничивало Черное море, с запада – Дунай с заболоченными пространствами.
Около Никулицел имеются остатки земляного укрепления, где могла быть расположена ставка хана. Древности болгар в Приазовье ранее середины VIII в. не обнаружены. Хозяйственно-культурный тип их был кочевническим. Постоянные становища болгарами еще не устраивались, поскольку они разводили скот (кони, овцы, козы), не требующий в зимнее время специальных помещений и заготовки кормов. Постоянные трассы кочевания для каждой из них не были строго регламентированы. Погребальная обрядность болгарских кочевников остается археологически неуловимой. Не выявляются их древности и в местности Онгл.[10]
Когда византийский император Константин IV узнал о том, что болгары разбили лагерь у Дуная в Онгле и разоряют окрестные земли, подвластные христианам, он двинул войска и флот к Дунаю. Болгары, как сообщают хронисты, предпочли обороняться и первоначально укрылись в укреплениях. Но византийцы из-за болотистой местности медлили с нападением на болгарский лагерь, болгары осмелели и нанесли крупный урон войскам Империи. Болгары Аспаруха, преследуя врага, двинулись на юг от Дуная, по-видимому, вдоль берега моря. Достигнув окрестностей Варны, они осели в этих землях, постепенно распространившись на широкой территории между поречьем Дуная и Балканскими горами. Необходимо отметить, что среди болгарских переселенцев были не только тюрки, но и ираноязычные аланы, по всей вероятности, в Приазовском регионе входившие в состав Великой Болгарии.
На ранней стадии древности этой этнической группировки не вычленяются, но позднее в культуре Северо-Западного Причерноморья проявляется некоторое воздействие аланского компонента. Иранским по происхождению является, по-видимому, имя первого хана дунайских болгар.
Глава 2. Ассимиляционное взаимодействие болгар
со славянским компонентом
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--