Курсовая работа: Формирование эффективной системы менеджмента на туристической фирме "За четыре моря"
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления
1.2. Эффективность и качество деятельности менеджера
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ЗА ЧЕТЫРЕ МОРЯ»
ВЫВОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
“Менеджмент” (manage) – слово английского происхождения и означает “управлять”. Трактовокпонятия “менеджмент” существует очень много. И это естественно, так как на разных стадиях развития организации мы имеем дело с менеджмента различного типа (технологическим, финансовым, корпоративным, функциональным и т.п.).
В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент это все человеческие возможности, которые используют лидеры достижения стратегических и тактических целей организации.
Эффективное становление и развитие рыночных отношений во многом определяются формированием современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране.
Как показывает опыт, многие аспекты теории управления инварианты социально-экономической системе и политическому устройству общества. Общие законы управления в различных системах (в технических устройствах, в живых организмах и общественных организациях) изучаются кибернетикой (от греческого – искусство управления). К кибернетическим системам относят такие сложные вероятностные системы, как экономика предприятия и отрасли, человеческий мозг и др. Не нужно доказывать, что управлять централизованной экономикой любой страны, было чрезвычайно сложно. Сложно реально управлять и предприятиями в условиях чрезмерной централизации и дефицита материально-технических средств. По этому было бы неразумно умалять опыт и достижения отечественной науки управления. Но при этом очевидны были стремления упрощать (усреднять, подгонять под одну мерку и т.п.) сложнейшие проблемы экономики и управления. Однако нельзя управлять сложными системами с помощью простых однозначных методов (кибернетический закон необходимого разнообразия, открытый У. Эшби). Поэтому так же, как трудно себе представить эффективной полностью рыночную (каждый человек как хозяйствующий субъект, вступает с другими людьми в рыночные отношения) экономику, так и заранее была, по-видимому, обречена на провал полностью централизованная (99% - государственная собственность) экономика. И как плановая экономика отличается от рыночной, так и управление в рыночной экономике отличается от управления в плановой.
Менеджмент (от англ. Management – управление, руководство правление) означает управление в социально-экономических системах.
Иногда при определении менеджмент сводят к управлению из-за издержек перевода и/или разграничений понятий “управление” и “менеджмент”, в результате чего появляются тавтологии типа: “менеджмент в системе управления”, “менеджмент как управление” и др. В западной литературе принято широкое толкование понятия менеджмента и по уровням управления и по формам собственности, и по сферам деятельности: стратегический государственный менеджмент и фирменный; коммерческий и некоммерческий; производственный, финансовый и др. При этом в содержании стратегического и фирменного, государственного и частного, как и в любых других видах менеджмента, можно выделить и общие, и различные элементы.
В государственном производстве уровень управления, как правило, обуславливает перечень и содержание управленческих задач. В частных фирмах независимо от их размера и сферы деятельности руководители решают весь комплекс проблем от выбора выпускаемой продукции (услуг) и определения миссии (главной цели или того, для чего создана и функционирует фирма) до сбыта продукции и полной ответственности за успех или неуспех деятельности.
В рыночной экономике хозяйствующие самостоятельные субъекты являются самоорганизующимися и самоуправляемыми, подобно живым организмам в природе. Предприниматели и социально-экономических системах.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Менеджмент: 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления;
3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица.
Менеджмент – теория и практика управления производством и сбытом, ориентированные на повышение их эффективности и увеличение прибыли.
Менеджмент – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Менеджмент можно рассматривать одновременно как: 1) процесс, в ходе которого профессионалы создают организации, формулируют их цели и методы достижения этих целей, планируют, координируют деятельность организации в целом, ее структурных подразделений и отдельных сотрудников; и как: 2) специальный орган управления современных коммерческих и некоммерческих организаций.
Менеджмент – это форма общественной практики людей, обеспечивающая функционирование и развитие предприятий, реализацию стоящих перед ними целей. Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство.
Поскольку деятельность организации складывается из взаимодействия огромного количества элементов, колеблющихся от воздействия внутренней и внешней среды, а главным элементом системы выступают люди, то управление организацией можно считать не только наукой, но и искусством. Дело в том, что полностью просчитанный научный подход в некоторых ситуациях может дать непрогнозируемый результат из-за неискусного его применения. Существует мнение, что действительно эффективно может управлять организацией только человек, обладающий управленческим талантом, разумеется, использующий управленческим талантом, разумеется, использующий научные методы и действующий на основе опыта.
Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо опосредованное влияющих на эффективной организационной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и непременно должны учитываться положения трудового права. Как самостоятельная наука, со своим предметом и методом, менеджмент сформировался в конце XIX века.
Основные функции менеджмента
Еще в начале XX века Анри Файоль сформулировал пять основных задач менеджмента. К ним относятся: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Эти функции исполняются в организации любого уровня, ни взаимосвязаны, проникают друг в друга. Реализация каждой функции используется с применением остальных.
Реализация функции планирования напрямую влияет на функцию организации и координации, опосредованно – на мотивацию и контроль, причем сам процесс планирования подлежит обязательному контролю. Функция координации находится в прямой связи со всеми остальными функциями, только с ее помощью возможна реализация каждой. В свою очередь процесс координации требует планирования, четкой организации, мотивации персонала и своевременного контроля.
Функция мотивации влияет на коллектив в целом и отдельных сотрудников в частности, в форме общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Контроль реализуется на основе данных оперативного статистического, бухгалтерского учета, выявления нарушений и анализа причин этих нарушений и отклонений.
1.1. Сущность эффективности управления
Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к влечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления – составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:
- управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--