Курсовая работа: Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха в детском с

1 Введение…………………………………………………………………….3

2 Особенности психического развития детей с нарушением слуха……… 6

3 Программа по формированию математических представлений слабослышащих детей дошкольного возраста……………………………..10

4 Заключение………………………………………………………………….26

5 Список используемой литературы……………………………………….. 30

1 Введение

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить. И многое, многое другое.

Изменение содержания обучения в школах обычного вида и в коррекционных школах значительно повысило требования к уровню математических представлений на занятиях в дошкольных учреждениях.

Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования личности ребенка c нарушением слуха.

Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствовать формированию понятий. Элементарные математические представления складываются у детей рано, так как речь изобилует математическими понятиями: круг, шар, квадрат, угол, прямая, кривая и т.д. и уже примерно к 4 годам у дошкольника есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать.( Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.,1984)

Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т.е. сенсорного развития детей.

Сенсорное воспитание включает в себя умение видеть, слышать, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

У детей с сенсорными нарушениями (слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие) выключен один из ведущих анализаторов, что чрезвычайно обедняет чувственное познание мира. Поэтому сенсорное воспитание этих детей должно быть направлено на всемерное использование всех сохранных анализаторов ребенка и остаточных возможностей пораженного анализатора.

Систематическое проведение сенсорного воспитания с учетом структуры нарушения, направленное на включение в восприятие не только всех сохранных анализаторов, но и пораженного анализатора ( с помощью звукоусиливающей аппаратуры), может в значительной степени компенсировать нарушение.( Дефектологический словарь: В 2 –х т. Т.2. – М.- Воронеж , 2007. – 295 с.)

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Объект . Процесс формирования математических представлений у детей с нарушением слуха в детском саду.

Субъект. Дошкольники с нарушенным слухом.

Цель. Рассмотрение программы по формированию математических представлений для детей с нарушенным слухом в детском саду.

Программа по формированию математических представлений в детском саду ориентирована на практическую реализацию задач всестороннего воспитания ребенка и развития его творческих способностей на широкой основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, конструирование и др.

.( Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. М., 2008)

2 Особенности психического развития детей с нарушением слуха.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха – это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а так же к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частичных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координаций. Это проявляется в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л.С.Выгодский).

Большое значение имеет соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, определяющие тип темперамента; задатки способностей – общих и специальных. Социальные факторы характеризуются обществом, в котором живет и развивается ребенок: тип идеологии, культурные традиции, религию, уровень развития науки и искусства.

Следует также отметить, что психическое развитие детей с нарушением слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие, введенное Л.С.Выгодским, о структуре дефекта. Первичный дефект, в данном случае – нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют же системный характер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Именно поэтому отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. А развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от нарушений слуха, и поэтому их коррекция будет более легкой – так, например, пополнение словарного запаса возможно не только за счет устного общения, но и благодаря чтению и письму. Вторичные отклонения являются основными объектами психолого – педагогической коррекции развития при нарушенном слухе. Поэтому необходима наиболее ранняя коррекция вторичных нарушений. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а потребуют более сложных специальных усилий по преодолению нарушений. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации. (Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002)

Отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического ра-звития после рождения и ускорение в последующие периоды. И.М. Соловьев объяснял это: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течении последующего времени. Вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка, тем быстрее и значительнее происходит компенсация недостающего или не полностью работающего органа, в данном случае слуха.

Развитие мышления у глухих детей идет в том же направлении, что и у слышащих: развиваются возможности практического анализа, сравнения, синтеза. Однако более сложные процессы, требующие высокого уровня обобщения и синтезирования целого, развиваются медленнее. Вместе с тем участие детей в практической деятельности, ориентирование в окружающем мире, осмысление назначения различных предметов, понимание некоторых явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, способствуют возможности осуществлять практический анализ, синтез, наглядное обобщение.

Детям с нарушениями слуха старше пяти лет становятся доступными такие задания, как осуществление простейшей предметной классификации: группировки предметов по форме, цвету, величине; выстраивание сериационных рядов. Все это происходит в результате совместной со взрослыми деятельности, демонстрации способов выполнения различных действий, уточнения значения соответствующих слов. ( Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001.)

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Вопрос о зрительном восприятии следует рассматривать применительно к этапам его развития в детском возрасте. Как уже отмечалось, у детей с нарушением слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и синтезирования целого, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее. При зрительном восприятии им труднее совершать единый аналитико – синтетический процесс, а неполнота анализа и синтеза может привести к неверному объединению элементов.

Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляется при анализе восприятия изображений детьми с нарушениями слуха: они испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно – временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, контурных изображений предметов; дети могут не узнавать предмет, если он частично закрыт другим.

Из -за поражения слуха ребенку тяжело общаться с окружающими людьми, взаимодействие со средой обеднено. Психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Поэтому компоненты психики у детей с нарушением слуха развиваются в иных пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно –образного и словесно – логического мышления; письменная речь в двух формах - импрессивной (чтение) и экспрессивной(письмо) – приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.

3 ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 631
Бесплатно скачать Курсовая работа: Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха в детском с