Курсовая работа: Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Введение…………………………………………………………………..3

1. Словосочетание как единица синтаксиса……………………………6

2.Особенности овладения грамматическим строем речи

в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11

3. Основные направления формирования грамматического

строя речи…………………………………………………………………18

Выводы……………………………………………………………………26

Список использованной литературы……………………………………28

Введение

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. [8;с26]

Известно, что благодаря зонам, которые составлены третичными полями коры мозга, уровень которых обозначается, как языковой, ребенок овладевает сложно-построенной речью, чтением, письмом, понимает переносные значения слов, синонимы, метафоры, юмор. Часть нервных клеток символического уровня созревает поздно, в старшем дошкольном возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них невозможно сознательное овладение сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. За словарь ответственны височные доли вначале обоих полушарий, а затем все более и более - левого. За усвоение и использование морфологических правил – теменные доли. Синтаксис – прерогатива заднелобных долей мозга, преимущественно в левом полушарии. [5; с8]

Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР).

Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие.

Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, [4;с26] что и обосновывает актуальность исследования.

В данной работе при изучении грамматического строя речи наибольшее внимание нами будет уделено синтаксису, ав частности, выявление характера сформированности умения составлять словосочетания у детей с общим недоразвитием речи. Становится необходимой разработка теоретического обоснования включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений использования слов в составе словосочетания и предложения. [8; с. 58]

Цель : Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания).

Объект: Процесс овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет: Методы и приемы формирования грамматического строя речи (словосочетаниями) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть подходы различных исследователей к определению сущности словосочетания.

3. Определить закономерности и специфику овладения грамматическим строем речи детьми в норме и при ОНР.

4. Наметить методику обследования умений образовывать словосочетания детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Гипотеза: Формирование умения составлять словосочетания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

1. Учет структуры дефекта.

2. Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников.

3. Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи.

4. Разнообразие используемых методов и приемов по формированию умений составлять словосочетания.

На данном этапе нами использовался такой метод исследования : изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

1.Словосочетание как единица синтаксиса

Существует несколько определений словосочетаний, предложенных различными авторами. Так, согласно, определению М.Р. Львова, словосочетание - лексико – грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 736
Бесплатно скачать Курсовая работа: Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня