Курсовая работа: Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Содержание

Введение

Глава I. Проблема формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников в теоретических исследованиях

1.1 Понятие о детском коллективе, основные направления его исследования

1.2 Формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном возрасте

1.3 Средства и условия формирования гуманистических отношений младших школьников

Глава II. Экспериментальное изучение возможностей формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования.

Совершенствование процесса воспитания, а особенно – его нравственной составляющей - важная задача педагогики на современном этапе.

Наибольшие возможности для решения этой задачи создаются в группе сверстников.

Еще А.П. Усова писала, что уже в старшем дошкольном возрасте деятельность детей все чаще приобретает коллективный характер, возникают первые сообщества. Позднее, основываясь на этом положении, Т.А. Репина выдвигает задачу обеспечения всем детям равного положения среди сверстников. Возникает сложная задача – представить каждого ребенка в его индивидуальности, признать значимость его для всей группы. Особую роль в решении этой задачи такие исследователи как Р.С. Буре отводят оценке педагога, в которой он демонстрирует детям достоинства, лучшие качества сверстника, что влияет на развитие дружеских отношений, а у каждого из них вызывает тяготение к обществу сверстников, потребность в их поддержке, радость от своих возможностей внести что-то новое в сообщество, испытывать радость от успехов других.

С первых дней пребывания в школе дети находятся в окружении сверстников, и поэтому важно организовать их жизнь таким образом, чтобы взаимные контакты приводили к удовлетворению их устремлений, чтобы росла доброжелательность по отношению друг к другу.

В дальнейшем опыт взаимодействия детей со сверстниками значительно расширяется. Совершенствуется игровая, продуктивная деятельность, все чаще принимая коллективный характер. В повседневной жизни младшие школьники часто вступают в контакт друг с другом по разным поводам.

Однако, неизбежность совместной жизни в школе и формирование коллектива связано с рядом проблем. В социально-психологических исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармонии); 1) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). И каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, как например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование но принципу невмешательства и т.д.

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранял, свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.

По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность открыто «бунтует», сопротивляется, конфликтует. Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг. Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.

Большинство исследователей (Р.С. Буре, Н.С. Виноградова, Л.И. Новикова, Т.И. Репина, И.П. Подласый и др.) считают, что идеал взаимоотношений — гармонизация личности и коллектива [1, 6, 14, 22 - 25].

Вопрос об отношениях коллектива и личности — один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ребенка через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу времени решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

Процесс включения ребенка в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего необходимо отмстить, что он глубоко индивидуален. Дети, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех же случаях, когда у школьника опыт иной (уже, беднее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и приводит, как правило, к различным, не всегда предсказуемым результатам.

Итак, то как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления.

Именно поэтому сегодня специалисты все чаще говорят о необходимости формирования коллективистической направленности как интегрального качества личности, способствующего проявлению во взаимоотношениях доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, сдержанности, гуманистических отношений в целом, ответственности перед группой, которое начинает формироваться еще в дошкольном возрасте.

Основную проблему исследования составляет то, что сегодня, несмотря на то, что проблема личности и коллектива в младшем школьном возрасте продолжает быть актуальной, исследования в этой области немногочисленны и пока охватывают не все аспекты этой проблемы.

Объект исследования : развитие коллективистских отношений у младших школьников.

Предмет исследования : гуманистические отношения в коллективе младших школьников.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 564
Бесплатно скачать Курсовая работа: Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников