Курсовая работа: Формирование интереса к обучению у младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методические основы обучения
- Сущность обучения и его структура
- Структура и средства учебной деятельности
- Психологические особенности восприятия, понимания, усвоения учебного материала
2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
- Главная движущая сила развития – противоречие
- Формирование положительной мотивации
3. Урок для современного ребенка
- Эпоха «мозаичной» культуры
- Опора на непроизвольное внимание детей
а) игра как методический прием
б) замена одного вида деятельности учащихся на другой
в) событие на уроке
- Информационная потребность детей
4. Практическое формирование интереса к обучению
- Событие на уроке русского языка
- Дидактическая игра на уроке математики
- Учеба вне урока
5. Педагогические концепции и педагогические технологии
- Традиционная система обучения
- Современная дидактическая система
- Новейшие подходы к обучению. Опыт А.А. Рывкина
Теоретические и методические основы обучения
Свою работу хочу начать словами замечательного педагога Яна Амоса Коменского: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить /даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п./; если <…> всем вместе будут показывать картинки, изображающие то, что им в свое время придется изучать, оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения, если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома».
Казалось бы, вот он, рецепт успешного и увлекательного обучения. Почему же актуальным остается вопрос о том, как сделать урок не только насыщенным, но и интересным? Как научить ребенка учиться с удовольствием?
Сущность обучения и его структура
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появится. Следовательно, отношение «педагог — ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик — приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет, то есть контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся но овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого Обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать время на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--