Курсовая работа: Формирование коллективистских отношений у учащихся 3 класса

Департамент образования города Москвы

ГОУ

Университетский педагогический колледж №5

(специальность 0322)

Формирование коллективистских отношений у учащихся 3 класса


Содержание

Введение

ГЛАВА I. Теоретическое исследование проблемы формирования коллективистских отношений учащихся 3 класса на примере организации групповых форм работы

1.1 Понятие коллектива, структура коллектива. Влияние коллектива на личность

1.2 Возрастные особенности взаимодействия учащихся младшего школьного возраста друг с другом

1.3 Групповая форма деятельности как педагогическая категория. Групповая форма работы как средство развития коллективистских отношений учащихся

ГЛАВА II .Экспериментальное исследование вопроса использования групповых форм работы в формировании коллективистских отношений учащихся 3 класса друг с другом

2.1 Целесообразность и необходимость выбора методов исследования

2.2 Разработка содержания воспитательных мероприятий группового характера, направленных на формирование коллективистских отношений учащихся 3 класса друг с другом

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Введение
Исследование проблемы формирования коллективистских отношений школьников друг с другом в процессе организации групповых форм работы представляется нам актуальным и требующим углубленного изучения вопросом.

Еще Аристотель отметил, что «коль человек- существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты … И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует – ему нужны слушатели или зрители; сочинил стихи – кому- то посвятил; решил сложнейшую задачу первым – гордость проявляется на людях. Так возвратно – оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного.

Важным периодом становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы.

В настоящее время педагоги стали значительно больше уделять внимания совершенствованию эмоционально-психологических отношений в классе.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, таких как Антон Семенович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, Василий Александрович Сухомлинский.

Большую ценность для проведения исследования по проблеме формированию коллективистских отношений учащихся 3 класса на примере организации групповых форм работы представляют разработки Антона Семеновича Макаренко, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы нами был сделан следующий вывод: о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе школы необходимо отыскать ту форму сообществ сверстников, которые наилучшим образом могли бы решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив.

Нами была определена цель исследования: на основе теоретического исследования и проведенной экспериментальной работы по проблеме формирования коллективистских отношений учащихся на примере организации групповых форм работы выявить содержание, методы и средства формирования коллективистских отношений в процессе организации групповых форм работы.

Постановка цели исследования определила ряд задач:

1. Проанализировать сущность понятий «взаимодействие», «групповые формы взаимодействия», выделить предпосылки развития коллективистских отношений в процессе организации групповых форм работы.

2. Исследовать возможность и эффективность организации групповых форм работы в процессе формирования коллективистских отношений школьников.

3. Выявить педагогические условия реализации групповых форм работы с целью формирования коллективистских отношений.

4. Определить особенности педагогических отношений в процессе организации групповых форм работы.

5. Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию коллективистских отношений учащихся друг с другом в процессе организации групповой формы работы.

Объект исследования: формирование коллективистских взаимоотношений учащихся друг с другом.

Предмет исследования : пути организации группового взаимодействия в процессе формирования коллектива.

В настоящем исследовании нами было выдвинуто предположение о том, что развитие коллективистских отношений школьников о том, что будет возможным, при разработке содержания этапов развития взаимоотношений учащихся друг с другом, а также при определении системы путей организации групповых форм взаимодействия в процессе формирования отношений учащихся друг с другом.


ГЛАВА I. Теоретическое исследование проблемы формирования коллективистских отношений учащихся 3 класса на примере организации групповых форм работы

1.1 Понятие коллектива, структура коллектива. Влияние коллектива на личность

Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.

Коллектив – явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей.

А.С. Макаренко считал, что гуманистическая интерпретация коллектива предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности» [6;345]. Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы педагога по созданию и развитию ученического коллектива. Раскроем подробнее эти признаки.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 419
Бесплатно скачать Курсовая работа: Формирование коллективистских отношений у учащихся 3 класса