Курсовая работа: Формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим
Введение
1. Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
2. Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
3. Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития
Заключение
Библиография
Введение
В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач. Познавательная активность формируется еще в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана с развитием познавательных процессов [7;3]. Шамова Т.И. дает следующее определение познавательной активности: качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели [11;59]
«Познавательная активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность - это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность» [21;48].
Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней. При разработке этой проблемы ученые опирались на теоретические исследования ведущих педагогов – Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверевой, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, А.П. Усовой, И.П. Сокулиной, А.К. Леонтьева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Н. Богоявленской [11;117].
По данным научного центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте до 25-45%, а свыше 60% детей относятся к группе риска. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития [10;4].
Исследования Л.В. Запорожца, Н.И. Подьякова, С.Л. Новоселовой, А.М. Фонарёва доказывают, сколь важно учитывать в ходе учебно-воспитательного процесса познавательную активность ребенка. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что
им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций [6;35].
Все вышеперечисленные факты объясняют наш интерес к теме и характеризуют ее актуальность.
Целью нашего исследования является, доказать эффективность занятий по ознакомлению с окружающим в формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
Объектом является особенности формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: эффективность занятий по ознакомлению с окружающим при формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза нашего исследования: развитие познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим будет эффективнее, если учитывать следующие условия:
· ребенок будет выступать как активный субъект деятельности;
· работа будет осуществляться целенаправленно и последовательно;
· содержание, методы и приемы на занятиях будут подобраны с учетом
зоны ближайшего развития детей.
Далее мы определили задачи нашего исследования:
· Изучить теоретические основы проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
· Выявить особенности формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
· Выявить эффективность занятий по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
1. Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматривая новую школу, как источник радости, света и знания, считая интерес одним из важных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Жан-Жак Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитания к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения [12;211].
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в познавательном интересе еще большие возможности для обучения, для развития и для формирования личности в целом. Он играет особое значение в обучении и обеспечивает познавательную активность, а так же овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками [8;40]. Интерес к процессу познания формируется у ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве и любознательности. Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Истоки познавательного интереса заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является процесс воспитания и обучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. «Ядром познавательного интереса, – пишет Г.И. Щукина, – являются мыслительные процессы». Изучению познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности, доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей (Б. Г. Ананьева, В. Г. Иванов, Ю. А. Шаров, Г. И. Щукина) [12;236-239].
Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей, нейтрализуя равнодушие и инертность [19;29]. Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных процессов. Психические познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность [19;36].
Большую роль в формировании познавательной активности играет взрослый. Он обучает детей наблюдательности и самостоятельной постановке проблемы, а также способам получения информации. Дети учатся задавать вопросы. Эти умения приобретаются детьми в процессе упражнений, наблюдений, которые ставят ребенка в ситуацию их решения с помощью сравнения. Дети любят задавать вопросы. В этом проявляется их любознательность, что свидетельство хорошей организации ума. Дети познают мир, задавая множество вопросов. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и содержанию. Ребенка интересует название действия, предмета, его качества, свойства. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Для старшего дошкольного возраста характерна интенсивная умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка этого возраста направлены на усвоение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию представлений, нахождению в них аналогии, общего и различность [17;78]. В исследованиях М. И. Лисиной показано, что познавательная активность развивается в процессе взаимодействия как познавательной и коммуникативной, так и рефлексивной деятельности. В ее формирование тесно взаимосвязаны интеллектуальные и личностные моменты, поскольку «процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поисковая активность, направлена на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоения. Активность завершается актами решения проблемы, представленных в актах «понимания». Познавательные потребности являются стимулирующим фактором дальнейшего развития познавательной активности [15;215].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--