Курсовая работа: Формирование речи у дошкольников в сюжетно–ролевой игре
Введение……………………………………………………………..………3
1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей…………………………………………..………………………..5
1.1 Понятие и значение речи……………………...……………….….........6
1.2 Развитие речи в онтогенезе……………………………….……….........8
2. Сюжетно – ролевая игра и ее роль в развитии речи…………..………14
2.1 Понятие и происхождение игры………………………………………14
2.2 Периодизация возраста применительно к ролевой игре……...……..16
2.3 Классификация игр…………………………………………...………..17
2.4 Функции ролевых игр………………………………….…...………….19
2.5 Структура ролевых игр……………………………………………..…22
3. Формирование речи у дошкольников в сюжетно – ролевой игре…...25
3.1 Констатирующий эксперимент……………………..………….……..22
3.2 Формирующий эксперимент…………………..…………….………..30
3.3 Анализ экспериментальных данных…………………...…….……….32
Заключение…………………………………………………...…………….35
Список литературы………………………………………...………………38
Введение
Тема данной работы – развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. В данной работе я хочу рассмотреть как игра, в частности сюжетно-ролевая влияет на развитие речи детей.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения».
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.
Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и другие авторы. Степень изученности данной темы в психолого-педагогической литературе достаточно высока.
Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – дети среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- привести понятие и значение речи;
- описать развитие речи в онтогенезе;
- изучить понятие и происхождение игры;
- описать периодизацию возраста применительно к ролевой игре;
- изучить функции ролевых игр;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--