Курсовая работа: Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации хора

1.1. Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков

1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста

1.3. Традиция преподавания хорового пения в России

1.4. Принципа создания хора на начальном этапе

Глава 2. Развитие вокально-хоровых навыков при работе с младшей группой хора

2.1 Начальный этап работы с младшим хором

2.2 Применение основных методов и приемов формирования вокально-хоровых навыков на практике

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

???????? ???????? ?????????? ????????????? ? ?????? ??????? ??????????? ?????????, ????? ??? ??????? ?. ???????, ?. ?????????????, ?. ?????????, ?. ??????????, ?. ???????????, ?. ??????? ? ?????? ??????. ?????? ???? ????????-???????? ?????????? ??????? ?????????? ????????? ????? ??? ???????????? ???? ??????????? ???????? ??????? ? ?????, ??? ?? ?????????? ????? ?????????? ?????????? ????? ? ??? ????? ????? ?????????? ??????? ? ??????? ?????. ????? ????, ???????? ???????? ?????????? ?????????? ??????? ????? ????????? ???????????, ?????? ???????, ???????????? ?????? ?????????, ????????? ? ??????? ???????? ???-?? ????, ????????? ??? ???????????? ????????, ???????? ?????????? ???? ????? ??????. ??????? ?????????? ?????????? ????????? ??????? ?? ??????????? ? ?????? ? ???????? ???????????? ????????, ????? ???-?? ??? ??????? ?????, ?????????????, ????????? ?? ????????, ??????? ? ??????? ???????? ????????-??????? ??????? ? ?????????? ???????? ?????? ??????? ??????????. ???? ? ??????????????? ???????????? ?????? ????.????? ????? ?????? ???????? ????????????? ??????????? ???????????? ???????????? ????????-??????? ??????? ? ??????? ??????????, ? ????? ? ????????? ????????? ???????, ??????????????? ???????? ???? ???????.???????? ???????????? ???????? ????????-??????? ?????????? ???????????.??????? ????????????: ??????? ???????????? ?????????????? ??????? ???????? ????? ? ??????? ??????????.???????? ???????????? ? ??????? ??????????, ?????? ????? ??????? ??????????? ????????? ? ??????????, ? ????? ???? ?????? ?????? ? ??????? ??????? ??????????? ????????? ?????????????? ???????? ????????????: ???????? ????????-??????? ??????? ???????? ????? ?? ?????? ?????? ???????? ????? ?????????? ?????, ????? ??????????? ???????? ?????????????? ??????????????, ? ?????? ????? ???????? ? ????????, ?? ???? ???????????? ????? ??????????? ???????? ??????? ? ??????? ???????? ???????? ?, ???????, ? ?????? ?????????? ? ?????????? ??????? ???????.????, ??????? ? ???????? ?????????? ????????? ?????? ????????????:1. ???????????????? ??????? ???????? ???????? ????? ? ???????? ???????? ???????????? ??????????? ???????? ? ??????;2. ?????????? ?????????? ?????????????????? ???????????? ?????????????? ??????? ????????? ??????? ? ????????? ?????? ????????;3. ??????????? ??????? ??????????-?????????? ????????? (????? ? ??????????), ??????????????? ????????????? ??????;4. ???????? ??????????? ???????? (??????????????? ? ??????????????) ??????? ??????????.?????? ???????? ??? ?????????? ?????? ?????? ????????? ???????????????? ??????? ????????????. ????? ?? ????????? ?? ???????? ???????????? ? ??????? ???????? ?????????? ?????????? ?????. ??????? ?????? ? ?????? ?. ???????, ?. ???????, ?. ?????????????, ?. ?????????, ?. ??????????, ?. ???????????, ?. ???????, ? ????? ??????????? ???????????? ?? ?????? ? ???????? ???????? ???????????? ?.?. ??????????-???????????, ?. ?. ?????????, ?. ?. ????????, ?. ?. ?????? ? ?????? ?????????. ????? ? ????? ?????? ?? ???????????? ?????? ?????? ?????????? ? ??????? ?????????? ??????????, ????? ??? ?.?. ??????????, ?.?. ???????, ?.?. ??????????, ?.?.???????????.? ????? ??????? ?????? ?? ???????????? ????????? ?????? ????????????:1. ????????????? ?????? ?????????? ? ????? ?????? ???????????? ????????-??????? ??????? ? ???????? ???????? ????????? ????????;2. ????????? ???????????? ??????????????? ?????, ????????????? ?? ???????????? ??????? ???????? ????? ? ??????? ?????????? ? ???????????? ???????????? ????????????? ?????;4. ????????????????? ???????? ????? ? ??????? ???????????? ??????? ??????? ? ??????? ??????????.????? ??????????? ???????????? ???????????? ? ????? ?????????? ????????, ??????? ???????? ????? ????????????? ????????????. ????? ???????, ??? ? ??????? ? ?????????? ?????????????? ???????, ????????? ? ?????????? ????????? ????????, ? ?????? ??????? ???????? ???????, ?????????, ??????? ?????????? ???????? 20-? ? 30-? ?????: ?.?.???????????, ?.?. ????????, ?.?. ??????, ?.?.????????, ?.?.???????, ?.?.???????. ???????? ?? ?? ????, ??????????? ??????????? ????????? ????? ?? ???????? ? ?????????? ?????, ?????? ???????? ?? ????? ?? ?????????????? - ?.?. ??????, ?.?.???????????, ?.?. ?????, ?.?. ???????, ?.?. ??? ?????????? ? ?????????? ???????????? ? ??????????? ????????? ??????? ??????????? ???????? ????? ? ?????????. ?????????? ?????? ??????? ? ??????? ????? ????????, ????? ???????????. ?????????? ?? ??????? ????? ???????? ?? ??????? ??????? ???-??, ??? ?? ???? ??? ????? ?? ???? ???????, ??? ???? ??, ??? ?? ???? ????????????, ??????? ??-??????, ??-??????, ?????. ????? ??????, ?????????? ?????? ? ???????? - ??? ?????? ?????????? ??????, ? ???????, ? ?????????, ? ???????????? ?, ???????, ? ??????????? ? ????? ??????? ? ??????? ?????? ????? ???????. ??? ????? ?????????? ?????? ????????? ? ??????????? ? ????????, ? ? ???? ????? ??????? ??? ????? ?? ????? ???? ????????.????????????????? ?????? ????????? ?? ?????? ? ????????? ?????????? ????? ??????? ????????? ? ?????????? ? ???????? ? ???? ??????????? ???? ? ?????? ????????????, ????????? ????????? ?????? ????????, ?????????? ?????????? ????????????, ????????? ??????????? ??????, ?????????????? ???????.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОРА

1.1 Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков

Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.

Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)».[1] Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:[2]

1. Певческая установка

Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.

1. Дирижёрский жест

Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:

- внимание

- дыхание

- начало пения

- окончание пения

- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи

3. Дыхание и паузы

Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

4. Звукообразование

Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 518
Бесплатно скачать Курсовая работа: Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников