Курсовая работа: Формирования лексических навыков на уроках французского языка
План
Введение
Глава 1 Теоретические основы работы над лексическим строем французского языка
1.1 Понятие лексики, ее роль в обучении иностранным языкам
1.2 Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному языку
1.3 Проблемы формирования лексических навыков у учащихся начальных классов
Глава 2. Практические вопросы применения тренировочных и игровых лексических упражнений в обучении французскому языку
2.1 Приемы опережающего введения лексики
2.2 Формирование лексических навыков и устойчивого интереса к иностранному языку у младших школьников через использование игр и игровых моментов на уроке французского языка
2.3 Игры-упражнения на уроках французского языка в начальной школе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе, включая начальную. Признается, что раннее обучение иностранному языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей /5/.
Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании и развитии у школьников коммуникативной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира. В связи с этим важным направлением в методике преподавания иностранным языкам становится обучение на основе теоретических положений межкультурной коммуникации и рассмотрение учащегося как субъекта межкультурной коммуникации в процессе обучения.
Решение этих задач в условиях средней школы невозможно без усиления позиций раннего обучения в преподавании иностранного языка, так как именно на этой стадии обучения создаются условия для коммуникативно-психологической адаптации личности к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, закладываются основы коммуникативной компетенции за счет лексических навыков, которые во многом определяют коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.
Поиски решения этой проблемы показывают, что вопросы обучения лексике в разные периоды развития методики обучения иностранным языкам рассматривались в работах таких исследователей, как Андреевская-Левенстерн Л. С. /2/, Зимняя И.А. /5/, Козлов И. Ф. /9/, Максимова Л.И. /13/.
В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в начальной школе, вопросы обучения лексике затрагивались попутно, в русле исследования других проблем. Однако до сих пор не было специальных теоретических исследований, посвященных формированию лексических навыков у младших школьников, в том числе с использованием современных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать этот процесс.
Объект исследования – лексика в речи учащихся младшего школьного возраста и навыки ее использования.
Предмет исследования – формирование лексики и навыков ее использования у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту французского языка.
Для достижения поставленной цели и исследования были сформулированы следующие задачи:
1) определить степень разработанности проблемы методического подхода к работе над лексическим строем иностранного языка;
2) выявить положительные и отрицательные стороны различных подходов к работе над лексикой и обосновать условия успешного процесса формирования навыков лексики;
3) разработать комплексную систему по развитию лексических навыков у учащихся младших классов.
В соответствии с характером поставленных задач и с учетом специфики проблемы использовались следующие методы исследования: 1) критический анализ научной и методической литературы по проблеме; 2) изучение и обобщение положительного опыта преподавателей.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
- обоснованы и описаны системы лексических упражнений с учетом структуры лексического навыка и этапов его формирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс упражнений и методические рекомендации могут быть использованы в практике преподавания французского языка младшим школьникам.
Глава 1 Теоретические основы работы над лексическим строем французского языка
1.1 Понятие лексики, ее роль в обучении иностранным языкам
Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение младших школьников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту французского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения лексике является для них основополагающим /2/.
Так, на начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного французского и закладываются основы произношения. Количество слов, речевых клише, а также лексические темы, представленные для изучения, варьируются в зависимости от каждого учебного курса или индивидуальной программы учителя.
Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, нужно привести определение слова «лексика». Лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда). Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть:
1) слова;
2) устойчивые словосочетания;
3) клишированные обороты (выражения).
Из вышесказанного следует сделать вывод, что, обучая лексике, мы обучаем языку. А обучение языку – главная задача методики преподавания любого иностранного языка.
1.2 Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному языку
Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе, включая начальную. Признается, что раннее обучение иностранному языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--