Курсовая работа: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание

Введение

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

2. Усыновление (удочерение) детей

3. Опека и попечительство над детьми

4. Приемная семья

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК, п. 3 ст. 31 ГК).

К примеру, в 2001 г. выявлено 128100 детей, оставшихся без родительского попечения, тогда как в 1997–2000 гг. этот показатель составлял соответственно 105534, 110930, 113913 и 123200 детей. Их общее количество составляет около 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т.е. являются сиротами при живых родителях, в этом заключается актуальность выбранной темы.

Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

Предметом изучения являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Объектом изучения – формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Для преодоления социального сиротства правительством Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов, создана система профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, и контроля за устройством детей, оставшихся без родительского попечения.

Цель работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:

· Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;

· Изучить и проанализировать специальную литературу.

Основное внимание было уделено изучению семейных форм воспитания детей (усыновление, опека и попечительство, приемные семьи), так как этим формам отдается безусловное предпочтение.

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральной целевой программой «Дети России» на 2003–2006 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 г., №732 и ее подпрограммой «Дети-сироты» на 1998–2001 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г., №1207 предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Также многие гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ.

В Семейном Кодексе (далее СК) общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. Используемый в ст. 121 СК термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы и т.д.)

СК определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими ряда функций:

а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 404
Бесплатно скачать Курсовая работа: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей