Курсовая работа: Географическое наследие В.Г. Гниловского

Введение

Актуальность проблемы: в последние годы большое внимание научной общественностью уделяется культурному, историческому и природному наследию различных территорий России. Наследие рассматривается и как территория, и как памятники истории и культуры, и как информационный потенциал, запечатленный в трудах ученых. Это не столько перечень неких сведений и знаний, сколько совокупная память человечества, запечатленная в искусстве, литературе, научных трудах.

Информационное наследие до настоящего времени рассматривалось довольно редко. В нашем крае много замечательных людей, которые оставили о себе неизгладимую память. К числу таких людей следует отнести Владимира Георгиевича Гниловского, основателя школы Ставропольских физгеографов. Он проработал 44года в Ставропольском педагогическом институте, выпустив 8 поколений учителей, он подготовил тем самым более 10 тысяч специалистов географии, им было опубликовано 106 научных работ. Школьникам Владимир Георгиевич дал первые учебники географии Ставропольского края, Атлас Ставропольского края, научно-популярную книгу "Занимательное краеведение", учебные карты края.

Научное наследие В.Г. Гниловского хранится в фондах Ставропольского краеведческого музея имени Г.К. Праве и Г.Н. Прозрителева. Доведение мыслей и идей В.Г. Гниловского до широкой общественности края имеет особую актуальность, ибо он охватил широчайший круг проблем географии, истории, культуры, а также сделал ряд важнейших открытий в науке.

Объект исследования: научные и научно-популярные труды и фонды В.Г. Гниловского.


Предмет исследования: вклад Б.1 . 1 ниловского в информационное наследие края.

Цель исследования: изучение географического наследия В.Г. Гниловского.

Задачи:

1)ознакомиться с биографией В.Г. Гниловского, используя
фонды Ставропольского краеведческого музея и его
учеников.

2)прочитать и проанализировать статьи и работы В.Г.
Гниловского по разным разделам географической науки.

3)описать вклад В.Г. Гниловского в науку, воспитание
молодого поколения, общественную жизнь края.

Методы исследования:

1)интервьюирование родственников и знакомых В.Г.
Гниловского.

2)Реферирование работ В.Г. Гниловского и о нём.

3)описательный метод

4)картографирование

Практическая^ значимость: для ученых, занимающихся изучением природы Ставропольского края, обществ охраны природы и памятников истории и культуры, учителей, аспирантов, студентов, школьников, а также простых любителей и ценителей природы и культуры нашего края. .

Новизна работы: впервые были сделаны попытки анализа работ В.Г. Гниловского с выделением основных мыслей и идей, а также составлена карта экспедиций ученого и объектов, открытых и описанных в его трудах.


Глава 1

Теоретические вопросы и обзор литературы.

1.1 Понятие о наследии

Понятия и термины, связанные с проблематикой природного и культурного наследия, получили широкое распространение в отечественной научной литературе со времени ратификации Советским Союзом в 1988 г Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, действующей с 1972 г. Изначально это не принесло принципиально нового в методологию охраны культурных и природных ценностей страны, которые рассматривались либо раздельно, либо при определяющем значении памятника культуры или природного феномена ^Кулешова 1990 г.). По мере распространения и расширения сферы использования термина «наследие», а также появления программ и проектов возникает проблема однозначной трактовкой и идентификации терминов (Кулешова 1994 г.).

Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах (работах) и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям. Востребуемость и сохраняемость - обязательные атрибуты позитивного информационного наследия.

Определяя наследие через информацию, следует отметить, что последняя подразумевает не только и не столько перечень неких знаний и сведений, а означает совокупную память человечества и природы обо всех явлениях материальной и духовной жизни, фиксирующую себя в многочисленных проявлениях жизни, - от кодировки генов и основных жизнеобеспечивающих процессов до выработки философских, нравственных, этических категорий и их физического воплощения в шедеврах искусства, красотах пейзажа, формах ландшафта, формах быта науки и пр.

Сохранение наследия вырастает в проблему, когда речь заходит о наиболее ценных и, одновременно, уязвимых его составляющих, когда возникает (реально или потенциально) угроза их исчезновения. Наследие ранжируемо и имеет ценностные градации (Кулешова 1994 г.). В общем случае наиболее ценно то, что наиболее информативно, а наиболее информативным зачастую является редкое. Корректировка этого общего правила происходит за счет историко-культурных, этнических, социальных особенностей стран и регионов.

И так особо ценным наследием можно считать совокупность объектов и явлений, несущих в себе уникальную, редкую информацию, качественным исключительным состоянием; редким сочетанием; исключительным влиянием на ход исторического процесса.

Как правило, вероятность утраты информационного наследия (документы, книги, черновики) может быть сопряжено с наиболее ценным, а значит и с наиболее уязвимым.

Основное отличие территориальных объектов наследия — территорий наследия в том. Что они заключают в себе информацию, которая может быть сохраняема только в их пределах; ее носители неразрывно связаны. Проявляют себя и могут существовать только в границах конкретной территории и не подлежат перемещению. Территории наследия с редкими проявлениями, необходимыми человечеству для духовного и социального развития, обозначают как уникальные территории.

Информационный потенциал природной составляющей наследия заключен в ее гено, - ценно,- эко, -, геофонде; культурной составляющей - в этносах и их традициях, формах природопользования, языке фольклоре, искусстве, типах «кормящего ландшафта».

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 546
Бесплатно скачать Курсовая работа: Географическое наследие В.Г. Гниловского