Курсовая работа: Герой-бунтарь в творчестве Байрона

Внутренний мир этого замечательного поэта-гуманиста открыт навстречу свежим и волнующим веяниям времени. Байрон становится частью европейской культуры, европейской политики. Недавний завсегдатай светских салонов и гостиных, Байрон включается в борьбу за правое дело - в Италии он помогает карбонариям, в Греции он снаряжает на свои средства корабли и вооружает людей, много занимается разработкой плана компании и умирает от лихорадки в Миссолунгах, горя страстным желанием помочь Греции освободиться от турецкого ига. Герой байроновской поэзии принадлежит не одной нации, он, подобно своему создателю, неотделим от национально-освободительной борьбы народов, он сочувствует обездоленным, восхищается мужеством патриотов, и он всегда активен. Вместе с тем, это герой своего времени, жаждущий найти себя, свое место в жизни, еще неясной и неопределенной, находящейся в стадии становления и формирования.

Байронизм, по словам Ф.М. Достоевского - это целая философия, система взглядов, возникшая в период страшной тоски людей, разочарования их и почти отчаяния, когда старые кумиры лежали разбитые. И именно в это время появляется великий гений, страстный поэт, в звуках которого и звучала вся тоска человечества и мрачное разочарование в обманувших его идеалах.

Поэзия Байрона, как и личность поэта, строилась на контрастах часто взаимоисключающих устремлений, негодование по поводу политики Каслри, страстные выступления в защиту луддитов и тяжелый мрачный колорит «Тьмы», остроумные блестящие каскады ситуаций в «Беппо» и сатирическое бескомпромиссное осуждение ханжеской пуританской морали. Романтическая идеализация страсти, возвышенное представление о любви, побеждающей все условности и предрассудки, и осуждение самим Байроном женщин, изменивших добродетели.

С именем Байрона связана целая эпоха в развитии не только английской, но и мировой литературы XIX в. Век Байрона - это время глубокого размежевания сил в литературе романтизма. В борьбе с лейкистами Байрон отстаивал не только возможности нового художественного метода, он утверждал позицию активного восприятия жизни.

Подобно другим романтикам, Байрон понимал, что в мире существуют неподвластные человеку, его сознанию и деятельности необъяснимые силы, оказывающие воздействие на судьбы отдельных людей и обществ. Но он считал человека не пассивным объектом этих сил. Активность байроновского героя обусловлена самим мировоззрением поэта, восприятием им сущности антагонистического отношения между личностью и обществом.

Высшее назначение человека (а это является лейтмотивом всей байроновской поэзии) в том, чтобы не только бросить вызов своей судьбе, этим враждебным человеку силам, но и выстоять в этой неравной борьбе со злом, не утратив желания бороться, страдать, ненавидеть, любить жизнь и отдаваться ей полностью без остатка.

1.2 Отражение непримиримости души, поисков истины и драматического периода человеческой истории в поэзии Байрона

Творчество Байрона покоряет и современного читателя благородством своих устремлений, бескомпромиссностью бунта против всего косного, ханжеского, трусливого и мелочного.

Глубина и трагизм конфликта одинокой личности с обществом на разных стадиях творчества Байрона различны. Поэт пытается найти объективные предпосылки этого бунта, его герои преодолевают индивидуализм, снова к нему возвращаются.

Многие из противоречий Байрона и его поэзии отражают противоречия эпохи, о которой сам поэт сказал: «Мы живем во время гигантских преувеличенных масштабов, когда все, что мельче Гога и Магога, кажутся нам пигмеями» (Байрон, 1963)

??? ????? ?????? ?????? ????? ?????????? ????????, ????????, ?????????? ??????????? ?????????????, ?????????? ????????? ????????????????? ??????? ? ?????. ??????????? ??????????? ??????? ???????????? ????? ??????? ???? ??????????????? ? ????? ???????. ???? ??????????? ??????????? ?????? ????????????? ??????????, ?????????? ??????????? ??????? ?????????? ? ??????? ????????? ??????, ????????? ? ?????? ???????? ?? ??????, ??????????, ? ???????? ?????? ?????, ???????? ??????? ???????????? ??????? ? ???????.

13 марта 1809 Байрон стал членом палаты лордов. Политическая деятельность давно привлекала Байрона, хотя он скептически отзывался о парламентской системе и борьбе партий («Английские барды и шотландские обозреватели»). К этой деятельности поэт был отчасти подготовлен в университете, совершенствуя и свое ораторское мастерство. Насколько серьезно Байрон относился к политике, стремясь уже тогда, в 1809 году, определить свою позицию, позволяют судить следующие строки из eгo письма от 15 января 1809 года: «Я займу свое место в Палате, как только позволят обстоятельства. Я еще не решил, к кому примкнуть в политике, и не намерен необдуманно связывать себя заявлениями или обещать поддержку тому или иному лицу или делу; я не хочу очертя голову кидаться в оппозицию, но буду всячески избегать общения с министерством. Не могу сказать, чтобы я вполне сочувствовал той или другой партии. Я останусь в стороне, буду говорить, что думаю, но не часто и не сразу. Если удастся, надеюсь сохранить независимость, но если вступлю в какую-либо партию, то постараюсь быть там не из последних» (Байрон, 1963)

???????? ?????????? ?????, ??????? ??? ?????? ? ???????? ????? ????????? ????????????, ?? ?????????????? ?????????? ??? ?????? ? ?????, ???????, ?? ??? ??????, ???? ?????????? ??????????? ????????????? ???????. ?????? ? ??? ??????? ?? ?????????? ??????????? ????????????. 21-22 ??? 1809 ???? ???????? ???????? ????????? ??? ?????, ? ?????? ???? ??????????, ? ?????? ???????? ???????????? ????? ?????? ?????????. ?????? ??????, ??? ??? ?????????? ?????? ????? ? ??? ?????? ???????, ? ?? ?????????? ? ??????????? ?? ????? ?????? ?????????. ?? ?????????? (????????, ??????) ?????? ?????????? ? ??????? (???????, ??????), ????? ?????? ????? ?? ??????, ????? ?????????? ? ?????? ? ???????, ??????? ? ??????????????? ? ????? ????????? ? ??????. ?????? ???????? ? ?????? ????? ??? ???? ? 1811 ????. ?? ????? ??????????? ?????? ??? ???????, ? ??????? ?????????? ?????????????? ??????? ??????? ?????????????? ??????????????, ????? ??????????????? ?????? ???? ????????? ???????, ??????????? ?????????? ????? ? ???????????? ???????? ???????, ???????????, ???????, ?????. ? ????????? ? ??????? ??????? 1809-1811 ??. ???????? ????????? ?????????????? ??????? ?????????? ???????? ????? ? ????????? ?????????. ??????????? ??-?????????? ????????? ? ???????????? ?????? ??????? - ????? ???????????.??? ??????? ??????? ? ????????? ????? ???????-????? ????? ???? ????????? ? ??? ?????? ??????. ? 1806 ????, ?????? ????????? ?????????, ?? ???????? ?????? ??????? ????? ?????? "??????? ????????", ?? ????? ???? ????????? ????? ??? ??????????. ? 1807 ???? ???????? ?????????? ????? ??????? "????? ?? ?????? ???????". ? ??? ?? ???? ????? ?????? ??????? ?????? ????? ??? ? ????????? ????? ?????? - "???? ??????", ????? ???????????? ? ???????? ??????? ???????, ????? ???????. ???????????????????".? "???? ??????" ????? ????? ?? ????? ???????? ????????? ? ?????, ??????? ???????????. ?????? ????? ???????? ???? ??? ????????????, ? ??? ??????????? ?????????? ?????????? ?????? XVIII ????, ?? ??? ????? ??? ??????? ???????? ??????????? ???????????? ???????? ???????, ???????????? ????????? ??????????? ???????, ??????? ????????????? ???????? ??? ???????? ? ?????? ???????? ????? ?????.? ????? ???? 1809 ???? ?????? ?????????? ? ?????????? ???????????. ?? ????? ??????????? ?? ??????????? ????? "?? ?????? ???????", ?????????? ?? ??? ??????????? "?????????? ?????? ? ??????????? ?????????????", ? ????? ??????? ??????????? ? ??????, ??????? ????? ? ?????? ?????? ???? ????? "????????????? ??????? ????????".?? ????? ??????? ? XVIII ?????, ?? ???? ????? ???????????, ????? ?????????? ???????? ??? ? ??????????, ??? ? ? ????? ????????????? ?????. ??????-??????, ??????????????? ???????? ????????????????? ???????????, ???????????? ???????-?????, ????????????? ????? ??????? ?????????????? ????? ??????????, ??????????? ??????????? ???????? ?????????????. ?????? ??????? ??????? ? ??????????????. ??????? ?????????????? ? ???????????? ? ????????????? ????????? ?????? ??????? ??????????? ??? ???????? ? ?????????? ?????????? ? ???????????? ??????????. ???????? ??????? ??????? ??? ????????? ????????????? ? ?????, ?????????? ?????????? ? ????????? XVIII ????. ?????? ??? ??????????? ??????? ??? ???????????? ?????????? ??????, ?? ??????????????? ????? ?????????????. ???, ??? ?? ???????? ???????????? ???????? ? ?????? ?????????????? ????????, ??????????? ??????? ????? ?????????? ? ?????????? ?????????? ?? ?? ?????? ????? ?????????????.?, ???????, ?????? ????????? ? ????????? ???????????????? ????????? ?? ?????? ? ??????????, ?? ? ? ?????? ????? ?????????. ?? ?????, ????????, ??? ?????????? ?????? ????? ??????? ?? ? ??????? ?????, ?, ???????? ??????????? ??? ????? ? ???????????? ??????? ????????????? XVIII ????, ?????????? ??????, ???????????? ??????????? ????? ???????? ??????. ? ?????? ?? ???????? ?????? ? 1820 ???? ???????????? ? ????? ???????????? ????? "?? ?????? ???????", ???????????? ????? ??????? ????????? ??????.????????????? ????? ???? ????? ??????????? ??????? ? ??????. ?? ???????? ???????????? ???????????? ??????? ????????? ???? ???????? ? ????? ??????????? ??????? ?????. ?????, ??? ??????, ???????????? ???????? ??????? ? ?? ??????. ?? ???????? ? ??????????? ????????? ?? ??????? ??????? ???????? ? ?????? ?????? ???????. ??? ?? ?? ????? ???? ????? ?????? - ?? ???? ??????????? ????, ????? ???? ??? ???????? ??????, - ?? ?????????? ?????? ?? ?????? ??? ????, ????? ??????????? ?? ???????????, ?? ? ???????? ?????????????? ???????. ???????????? ? ?????????????? ??????? ???????? ??????????? ???????? ? ??????????? ??????, ? ??????? ????????? ???? "????????? ???????".???????? ????? ? ????? ???????????? ???? XVIII ????. ? ???, ??? ? ??? ????????? ?? ??????????????? ????? ?? ?????? ??????????????? ??????????, ?????? ??????? ? ? ????. ?? ????????? ???, ??? ? ?????? ?????? ????? "?? ?????? ???????" ????????? ??? ?????? ????? "??????? ????????", ??????? ??????? ??? "? ???? ???? ??????????". ? ?????? ?????? ?????? ????? "?? ?????? ???????", ? ?????????, ?????: ?????? ?? ????? ????????,????? ??? ?? ???, ??? ?? ?????? ???????,? ???? ? ????????? ????????? ????,? ????, ? ????? ? ? ?????... (Byron, 1939) - ???? ?? ?????????? ???????????? ?????? ??? ???????????? ??????????? ????, ????? ????????????, ??? ??, ??????, ?? ???? ???????? ? ???? ????????? ???????????, ??????? ?????? ???????????? ????????? ??????????????? ?? ?????? ??????? "?????????? ??????...", ??????? ?????????? "?? ?????? ???????", ???, ??? ?? ???????, ????? ??????????? "?????????? ??????..." "???????? ?? ?? ??? ?????? ?????? ??????? ???????" (Byron, 1939) . ????? ??? ? ?? ???? ???????????? ??? ????? ?????.???????????, ??????? ???????? ?????? ? 1809-1811 ?????, ????? ???????? ???????? ??? ???????? ??? ???????? ? ???????????? ????. ??? ???????? ? ??????????, ????? ??????????? ?????? ???????. ?? ??????? ?????? ?????? ?? ?. ??????, ????? ?? ??????? ?? ??????? ??????, ???????, ?????? ?????? ? ???????????????, ????? ???????? ? ??????.????? ?? ???????????? ?? ???? ?? ????? ??????? ??????? ? ?????????????? ??????? ???????? ???? ????? ?????, ?????? ?? ??????????? ?? ??? ????? ???????, ?? ??????????. ????, ?? ???, ????, ??????, ?????? - ??? ???????? ??????????? ??????? ?????. ??? ???????? ?????????? ????????? ? ???? ???????: ? ????? ???????, ??????, ??????? ???????, ? ?????? - ?????????????? ?????? ? ???????? ????? ???????. ?? ????? ??????????? ?????? ??????? ??????? ???? ???????????? ????????? ?????, ?? ????????? ????????? ???????? ? ???????, ?????????? ???????? ???????????? ??? ?????, ??????? ???????????? ??????? ? ??????? ??? ????????.??????? ??????????? ???????? ?????? ?? ???? ????????: ??? ???? ?? ??????????, ?? ???????? ? ??????? ???????? ??? ???????, ?? ?????????? ????? ???????? ??????, ????? ????????? ???????. ???????? ??? ?????? ??????? ?????? ? ?????????? ??????, ??????????????, ?? ??????? ???????????? ????; ?????? ??????? ????? ??? ?????????? ???? ???????, ??????? ????? ?????? ? ?????????? ?????? ????? ???????????. ?? ????? ??????????? ?? ???? ????? ??????? ?????? ?????????? ????????????? ? ????????????? ???????? ? ????????. ???????????? ?????????? ? ?????, ?????? ?????? ???????????? ?????? ?????, - "????? ????????? ??????????", "???????? ? ???????", ? ??????? ????????? ? ?????? "????????? ???????", ?????????? ????? ? ???? ???????????.

Не случайно имя Барона было популярно во многих странах Европы. Его творчество привлекало своей актуальностью, связью с современными ему явлениями жизни. Оно выражало тенденции эпохи. Байрона ценили Пушкин и Лермонтов, Мицкевич и Гёте, Петефи и Гейне, Гюго и Стендаль.

??? ???????, ?????, ?? ????????? ???????, "??????????? ????????", ?????? ?????? ? ?????? ???, ??? ???? ????? ??????? ? ?????????? ??????? ?????, ?? ??????????? ?????? ?????? ????????? ? ???????.?????????? ??????? ???? ???????????, ? ??? ??????????? ????, ??????? ????????? ??? ?????????????, ??? ? ??????????? ?????????. ?????????????, ????????? ???????? ????????????? ??? ??????? ????? ?????, ?? ?????? ??? ?????????? ????????? ???, ?????? ????????. ? ????, ??? ?? ???????? ???, ??????: ...??? ? ?? ????????!????, ????? ????, ??? ????? ???????,??????? ???????, ???? ? ??????,?? ????? ???? ?? ???, ??? ?? ?????,???? ?? ??????, ?? ??????? ?????,?? ??????? ?????? ?? ?????????,??? ? ??? ???????????? ??????... (Byron, 1939)Раздел 2. Герой – бунтарь в поэтическом наследии Байрона 2.1 Отражение мировоззрения Байрона в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» ?????????????? ??????-????????? ? ?????? ????? ???????, ?????????? ? ????????????? ?????. ?? ????????, ?????? ?????, ????? ???????? ????? - ??????-????????? ?????, ?????????? ? ???? ??????? ????? ? ??????????? ????? ?? ?????????? ?????????????? ?????, ???????????? ?? ?????? ????????????? ??????????? ?? ??????, ? ?????????? ??? ???? ??? ? ????? ?????, ?????????? ? ?????? ?????????????? ? ??????? ????????. ?????? ??? ????? ???????-????????? ?? ????? ?????????? ? ?????????? ??????? ?????-???????????????, ? ?????????? ????????????? ??????? ?????, ??????????? ? ??????????????? ?????, ? ??????????? ???? ? ??????? ??????? ?????? ? ?????? ?????????????? ???? ? ???????????-??????????????? ????????. ?? ???????? ???? ???????? ????????? ?????????, ?????? ?? ?????? ???? ??????? ????? ????????, ?? ???????????????? ? ??????? ?????????? ? ?????. ????? ???????? ??????????? ???????, ??????? ????????? ????? ?????????? ???????, ??????????? ?????????? ??? ???????? ? ???? ???????????; ???????????? ? ????????? ? ??????? ????????? ? ???????? ????????????, ??????????? ????????? ???????, ?????? ????? ????? ? ??? ???? ??????????? ? ???????? ?????????? ??????????? ? ???????? ??? ???? ?????? ?????? ? ?????????, ????????? ????? ????, ?????? ???????? ????. ????????? ??????? ???????, ??????????, ???????, ?????? ???????? ? ???????? ????? ?? ?????? ? ????? ???????, ??? ? ????????? ??????? ?????????, ?????? ????????? ????, ???????????? ?????? ?????? ???????, ????????? ??????? ????????? ??????. ????? ???????? ????? ?????????? ?????????????? ????????? ????? ?????????????? ??????-?????????. ???? ???????? ?????????? ?? ?????? ? ????????????????? ?????? ?????, ???????? ?? ????????? - ?????????, ????????, ??????????? ?????????????, - ?? ?????? ????????? ? ?? ????? ??????, ?? ??????????? ??? ????????, ????? ????? ???????????? ????? ??????? ??????, ?? ???????? ???????? ??????????? ? ?????? ??????????? ?? ????? ?????????? ? ?????????? ??????. ??????-??????? - ????? ????? ? ??????????, ????????????? ???, ??????????? ? ???? ?????????? ????? ?????? ???????. ?? ????? ?????????? ?? ????????????????? ?????, ??? ???????? ??????????? ???? ????????? ???????????? ?????????? ?????, ??????????? ??? ????? ???? ????? ? ????????, ??? ?? ?????????? ?? ? ???? ?? ?????????. ??????-??????? ?????????? ? ?? ?????? ??????????????? ???????, ??? ????? ??????????? ???? ?????? ??????????? ???????? ??????? ? ??????????? ?????? ?????? ???????????? ???, ???????? ??? ?????? ????????, ??????? ? ???????? ??????????? ??????? ?????????? ???????? ???????????? ??????? ???????? ? ?????????.

Чайльд-Гарольд - отпрыск старинного дворянского рода, который провел довольно праздную жизнь, пресытился пирами и наслаждениями, но не был счастлив. Он открыл в себе страшную болезнь, вызванную опустошенностью устроенного и внешне благополучного существования. Ему наскучил и вид родового поместья, и красавицы, как, впрочем, и все окружающие люди, страна, в которой он был так одинок.

Гарольд - личность романтическая, рвущаяся в неведомое, кажущееся ему лучшим, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располагающая к размышлениям, а необычная, полная тревог и битв действительность, которая привлекает своей энергией, необычностью страстей и разнообразием переживаний:

Все то, чем роскошь радует кутил,

Он променял на ветры и туманы,

На рокот южных волн и варварские страны. (Байрон, 1994)

Подобно романтическому герою, Гарольда не удовлетворяет успех в обществе и тот идеал, который был уготован для подобных людей его круга. Обыденная прозаическая действительность претила ему своей скукой и однообразием. Байрон наряжает своего героя в рыцарские одежды XVI в., дает ему свиту из пажа, оруженосца, слуг, но путешествует Гарольд по Европе XIX в. Такой анахронизм не случаен и связан у Байрона с новым пониманием историзма, введенным в обиход именно романтиками. «Наш век, - писал Белинский, - есть век сознания, философствующего духа, размышления, рефлексии... рефлексия (размышление) есть законный элемент поэзии нашего времени, и почти все великие поэты нашего времени заплатили ему полную дань». Лиро-эпическая поэма сталкивает поэта с новым опытом - развертывающейся перед его глазами гигантской эпопеей народной борьбы, страданий, гонений, боли, смерти. Байроновский герой был первым в романтической литературе, поэтому, естественно, неподготовленным к пониманию и восприятию этого нового исторического опыта народов. Вековая история, принадлежность не к современности, а к прошлому как бы раздвигала границы его сознания, давая возможность объять необъятное. Незнакомые, во многом непонятные (в соответствии с просветительскими представлениями и критериями) чувства героя делаются от этого загадочнее, таинственнее и пленительнее. Средневековые, рыцарские страсти, вызывающие в нем дух непримиримости и вместе с тем неуспокоенности, будоражащие его ум и нервы, кипят и рвутся наружу, порой кажутся естественными именно в условиях XIX в.

Наперекор грозе и мгле,

В дорогу, рулевой!

Веди корабль к любой земле,

Но только не к родной!

Привет, привет, морской простор,

И вам — в конце пути —

Привет, леса, пустыни гор! Моя страна, прости! (Байрон, 1994)

В великолепной старинной балладе, известной под именем «Прости», вложенной в уста байроновского героя, содержится все, что сродни романтическому образу: тоска по неизведанному идеалу, неуспокоенность, устремленность в прекрасный мир свободных стихий, оторванность от любой почвы, родной среды, неприкаянность и вместе с тем завидная внутренняя свобода, скорбь и разочарование, активность и созерцательность. Однако все эти качества, присущие Гарольду, универсальны и всеобщи. Мрачный и неприкаянный герой, несущий в себе загадку - «не причуда, не подражанье». Это герой мыслящий и потому страдающий.

Бегу от самого себя,

Ищу забвенья, но со мною

Мой демон злобный - мысль моя,

И в сердце места нет покою. (Байрон, 1994)

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 201
Бесплатно скачать Курсовая работа: Герой-бунтарь в творчестве Байрона