Курсовая работа: Героическая тема в литературе русского классицизма
Введение
Глава 1. Героическая тема в литературе русского классицизма
1.1. Национальная особенность русского классицизма
1.2. Героическая тема в поэзии М. В. Ломоносова
1.3. Батальная живопись в поэзии Г.Р.Державина
Глава 2. Стилистические особенности описания батальных сцен в поэзии М.В.Ломоносова и Г. Р. Державина
2.1. Использование поэтических средств Ломоносовым в произведениях на героическую тему
2.2. Поэтика батализма в творчестве Державина
Заключение
Литература
Введение
Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы.
Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии русской литературы. Значение ее в познании прошлого нашей Родины, в патриотическом воспитании юного поколения велико. К сожалению, изучение художественной литературы о героическом прошлом все еще не привлекло к себе должного внимания исследователей. Литературоведы обращались к ней чаще всего тогда, когда небо заволакивало черными тучами войны. Это не могло не отразиться на характере их исследований. До сих пор нет книги, рассматривающей роль и значение героической темы в общем процессе развития русской литературы. А именно сейчас эта тема очень актуальна, тем более в преддверии 60-летия победы над фашизмом.
Известно, что война есть социальное, исторически преходящее явление, она является насильственным, вооруженным средством для достижения политической цели. В проповедниках войны никогда не было недостатка. «Только мечтатели и люди простодушные могут утверждать, что человечество создаст все лучшее, если разучится воевать... Я призываю Вас не к миру, а к победам», — писал один из них. Лучшие умы человечества в противоложность апостолам человекоистребления мечтали о том времени, когда люди будут жить в мире. «Человек создан природой для мира, а не для войны, рожден для радости и наслаждения всеми плодами и растениями», — писал великпй гуманист Ф. Рабле.
Великая историческая роль в пропаганде идей мирной жизни принадлежит передовой русской литературе. Война и мир — самые общие и самые важные ее темы. Не случайно в трагедии «Борис Годунов» летописец Пимен называет их первыми: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь: войну и мир...» Сам Пушкин показывает, к каким трагическим последствиям приводит война.
Страстно мечтая о мирной жизни, лучшие русские писатели в годины народных бедствий, когда земля наша подвергалась вражеским нашествиям, были вместе с народом. Своими произведениями они воспитывали любовь к отечеству, укрепляли ратный дух, вдохновляли на подвиг. Великие патриотические заветы передовых писателей прошлого восприняты и продолжены советскими литераторами.
Литература не сразу отразила, что подлинным героем войн, решающих общенациональные задачи, являются простые люди, народ. Хотя поэты и писатели прошлого, быть может, подсознательно иногда и понимали, что в конечном итоге все зависит от народа, но из-за недозрелости общественных отношений, существующих канонов и традиций не отводили народу в своих произведениях должного места. Так, например, в произведениях эпохи классицизма носителями героического начала, как правило, оказывались цари, полководцы, вельможи, а народу отводилась второстепенная роль. Народ был как бы безликой массой, на фоне которой совершали подвиги эти «герои».
Цель данной работы – рассмотреть особенности понятия войны и мира поэтами М. В Ломоносовым и Г. Р. Державиным и отражение этой темы в их творчестве.
При достижении цели работы необходимо было решить такие задачи:
- познакомиться с произведениями названных выше поэтов на военную тематику;
- выявить основополагающие моменты героической темы в эпоху классицизма
- проанализировать стилистические особенности описания батальных сцен.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Героическая тема в литературе русского классицизма
1.1. Национальная особенность русского классицизма
Господствующим направлением в русской литературе к середине XVIII в. становится классицизм. «Классицизм как литературное направление, возникшее в определенную историческую эпоху, был явлением прогрессивным,— пишет современный исследователь.— Он помог созданию национального искусства, способствовал выработке идеалов гражданственности, создал героический характер, высоко поднял поэтическую культуру, включил в национальную литературу опыт античности, показал способность искусства к аналитическому изображению душевного мира человека»[c.11] . Классицизм провозгласил культ разума и гражданских добродетелей, требуя от человека отказа от всех личных стремлений во имя высших государственных интересов. Идеологи его вдохновлялись борьбой за сильное национальное государство, за национальную культуру и просвещение. Главным орудием национального государства классицисты считали самодержавную власть. Классицисты полагали, что общественная жизнь страны, государственный уклад всецело зависели от желания и разума монарха-законодателя. Свои взгляды они основывали на теории «просвещенного абсолютизма», сущность которой заключалась в требовании преобразований на благо общества, осуществляемых властью монарха, в идее светского государства, в стремлении поставить выше всего централизованную власть.
Эпоха классицизма — это время борьбы абсолютной власти монархии с феодальной раздробленностью. В России классицизм
развивался в обстановке становления национального государства. Войны и народные восстания сопровождали это художественное направление на протяжении всей его истории. Социально-политическая сущность «просвещенного абсолютизма» в России наиболее ярко проявилась при Екатерине II.
Известно, что русский классицизм имел свои национальные особенности, однако в развитии своем был связан с классицизмом европейским, имел с ним много общего. Все жанры в классицистической литературе делились на «высокие»— трагедия, эпопея, ода и «низкие» — комедия, сатира, эпиграмма, идиллия. В «высоких» произведениях изображалась жизнь монархов, «героев», знати, двора; в «низких»—город и деревня с их нравами и обычаями.
Строго нормативная поэтика классицизма противопоставляла сферу государственной, политической деятельности сфере частной жизни с ее повседневными материальными заботами и домашним бытом. Человек в произведениях классицизма — это человек вообще, лишенный индивидуальных качеств, слуга государства, ценность которого зависела от способности подчинить свои личные чувства, желания и интересы общим, государственным целям. Литературные герои классицизма наделялись римской доблестью и величием. «Поэт-классик не изображал конкретного, индивидуального человека, он изображал человека вообще, отвлеченного человека. Он представлял себе человеческую психику не в виде единого и сложного противоречивого потока переживаний, а в виде математической суммы несмешиваемых «способностей» или чувств, каждое из которых может быть рассмотрено в чистом виде»[с.15] . Лирические жанры не имели широкого распространения вследствие своего субъективного, непосредственно-эмоционального характера. Своего высшего развития искусство классицизма достигло в эпической поэме, трагедии, оде, комедии и басне.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--