Курсовая работа: Государственное управление в пограничной сфере
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и принципы государственного управления
§1.1. Понятие и сущность государственного управления
§1.2. Принципы государственного управления
Глава 2. Особенности государственного управления в пограничной сфере
§2.1. Управление в сфере охраны государственной границы
§2.2. Направления совершенствования государственного управления в пограничной сфере
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Введение
Начиная изучение темы курсовой работы, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Являясь специфическим видом социального управления «государственное управление» воздействует на всю общественно-политическую жизнь, причем особую значимость в данном контексте представляют исполнительно-распорядительные институты государственной власти, их внутреннее содержание, так как посредством их деятельности происходит упорядочение общественных отношений в той или иной сфере, в том числе и пограничной. Вопросы, связанные с «государственным управлением», исполнительной властью, их количественным и качественным соотношением, а также принципы осуществления их деятельности продолжают изучаться ведущими теоретиками административного права. Разрешение проблем, ликвидация неточностей и пробелов в этих вопросах будут содействовать дальнейшему построению правового государства в Российской Федерации. Следует отметить огромные заслуги в теоретической разработке данных фундаментальных категорий доктора юридических наук, профессора Козлова Ю.М., профессора Лазарева Б.М., ведущих правоведов Манохина В.М., Адушкина Ю.С., Багишаева З.А. и других представителей российской административно- правовой науки.
Итак, определив актуальность темы, необходимо выяснить, какова сущность государственного управления, его содержание, а также наиболее оптимальные условия применения основных принципов, в соответствии с которыми оно осуществляется. Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в ходе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти в пограничной сфере. Что касается предмета изучения, то его составляют такие явления, как государственное управление и основные положения-принципы его осуществления, основы государственного управления в пограничной сфере. Таким образом, целью написания данной работы ставится всестороннее изучение фундаментальных вышеуказанных категорий административного права.
Исходя из этого, определим задачи, которые нам предстоит решить:
1. изучить понятие государственного управления и принципов его осуществления;
2. разъяснить, в чем состоит отличие государственного управления от исполнительной власти;
4. систематизировать знания в области принципов государственного управления и их классификации;
5. акцентировать внимание на особенностях государственного управления в пограничной сфере деятельности.
Изучение данной темы курсовой работы имеет огромное научно-теоретическое и практическое значение. Это обусловлено тем, что государственное управление как социальное явление исследуется специалистами в области социологии, политологии, экономики, конституционного и других фундаментальных отраслей российского права - финансового, гражданского, уголовного. Следовательно, государственное управление оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, и, соответственно, будет намного эффективнее, если его изучение будет продолжаться и в дальнейшем.
Положения, выносимые на защиту:
Государственное управление — разновидность социального управления, с функционированием которой традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно административного права.
Государственное управление и осуществляющие его функции, государственные органы - есть составная часть единого механизма государственной власти.
Государственное управление - организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом выполнении функций государства и др.
Принципы образуют основу управленческой, исполнительной деятельности. Эффективность управления достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности.
Государственное управление в пограничной сфере требует систематизации данных, получаемых от начальников региональных управлений и активизации нормотворческой деятельности по данному направлению.
Глава 1. Понятие, сущность и принципы государственного управления
1.1 Понятие и сущность государственного управления
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин — исполнительная власть. Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или же налицо чисто терминологическая реформация?
На эти закономерные вопросы ответ может быть один: все объясняется конституционным провозглашением разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации[1] государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х годов.
Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией.
По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности. Так, на долю органов государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранительную функцию.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--