Курсовая работа: Готическая литература.

Введение

Готическая литература – одно из самых жутких и неоднозначных явлений в мировой литературе. Построенная на наших самых низменных, животных страхах и интересах она заставляет с головой погружаться в мрачные миры одних и с отвращением глядеть на все это других. Но самое главное то, что готическая литература, несмотря ни на что, всегда сохраняет свою популярность, видоизменяясь под воздействием течения времени.

Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения. Впервые законченное выражение нашла в жанре готического романа, ставшего очень популярным в XVIII веке, так что вот уже более трех столетий люди зачитываются произведениями данного жанра. Сегодня, придя в книжный магазин, можно увидеть десятки книг о вампирах, оборотнях, черный магах и прочих представителях мира темного, непознанного и фантастического, среди которых как авторы классических готических романов, так и современные литераторы. Более того, готическая литература оказала огромное влияние на искусство в целом. Живопись, кинематограф, музыка – все они так же попали под влияние «темной стороны».

Основным жанром готической литературы стал готический роман – произведение мистического толка, героями которого чаще всего являются призраки, вампиры, либо мрачные люди с загадочным и тёмным прошлым и не менее тёмным настоящим, монахи, мистики. Действие литературных готических произведений, как правило, разворачивается в готическом мрачном замке, подземелье, пещере.

Готику часто называют черной романтикой, что, возможно, связано с ее непосредственной близостью к предромантизму. Реставрация старины, обращение к фольклору, мистификации – все это сближает их. Некоторые исследователи и вовсе готическую литературу называют одной из частей предромантизма, наравне с кладбищенской поэзией и оссианизмом (Оссиан— легендарный кельтский бард III века, от лица которого написаны поэмы Джеймса Макферсона и его подражателей).

Атмосфера произведения в стиле готической литературы проникнута тайной, мистическим ужасом (именно эту литературу называют источником вдохновения современного жанра в кинематографии – фильма ужасов). Настроение произведений можно описать как меланхоличное и, говоря современным языком, депрессивное.

Работ, посвященных готической литературе немало, но основная масса их ссылается на самые ранние работы о этом жанре, такие как «История ужаса: Исследование готического романа» Эдит Биркхед, «Готическое пламя» Девендры Варме, «Великобританские рассказы ужаса» Питера Хейнинга. Интересна и оригинальная работа Г. Ф Лавкрафта «Ужас и сверхъестественное в литературе». Возможно это связано с тем, что Лавкрафт и сам является непосредственным участником «парада литературных страхов». Много статей за последние 5-10 лет появилось в различных тематических журналах, таких как «ТЬМА», но они так же в большинстве своем либо анализируют современные литературные хорроры, либо же рассуждают о классиках страха, обращаясь к ранним исследованиям. Стоит упомянуть и авторов вступительных статей к произведениям готической литературы, которые пытаются структурировать и предоставить читателю хронологический рост данного литературного жанра. Основная же проблема исследовательских работ состоит в том, что практически невозможно найти средних что-то, объединяющее в себе все важные аспекты готической литературы, ее становления, развития и места в современном обществе. Особенно это касается русской готической литературе, о которой сказано крайне мало. По русским ужасам информация, как правило, дается отрывками, как бы между делом в рамках какой-то иной основной темы.

В чем же кроется причина популярности готики, как литературного направления? Возможно, это сильнее эмоциональное воздействие на читателя, претворение завесы непостижимости на фантастическом. Или. Быть может, люди ищут ответов на какие-то свои вопросы? Почему тема смерти, мистики и воплощенного зла век от века будоражит ум человека? В своей курсовой работе я постараюсь хотя бы отчасти ответить на эти вопросы, проанализировав путь развития готической литературы от самого раннего фольклора до литературы ужаса нашего времени. Цель моей работы – рассмотреть основные аспекты данного жанра на основе английской готической литературы и проследить синтез страха и литературы. Так же при сравнении работ Г. Уолпола и Н. Карамзина необходимо более конкретно сопоставить готической литературу туманного Альбиона с предромантической литературой России.


1. Предпосылки появления готической литературы

Страх и литература

Что можно назвать самой древней и сильной из человеческих эмоций? Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчуствии ужаса. Как говорил Эдмунд Берк, ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх. Что же есть страх? Страх — неприятное чувство ощущения риска или опасности вне зависимости от того, реальны они или нет. Страх также описывают как чувство исключительной неприязни к какому-либо состоянию или объекту (боязнь темноты, боязнь привидений и т. д.). Он представляет собой одну из основных эмоций человека.

Дети всегда будут бояться темноты, а взрослые, чувствительные к унаследованному опыту, будут трепетать при мысли о неведомых и безмерных пространствах где-то далеко за звездами с, возможно, пульсирующей жизнью, не похожей на земную, или ужасаться при мысли о жутких мирах на нашей собственной планете, которые известны только мертвым и сумасшедшим.

Именно по этому можно и нужно признать правомерность «литературы ужаса». Против нее выступали многие, руководствуясь то идеями материализма, то идеализма, ставящего на первый план литературу дидактическую, призванную «поднять» читателя. Но несмотря на все это, «страшный» рассказ жил и развивался, укрепляя свои позиции на литературном олимпе. Почему? Возможно это связано с тем, что страх и тяга к неизведанному всегда обладали и будут обладать крайней привлекательностью для восприимчивых умов. Хотя, нужно отметить, что «мир потустороннего ужаса притягателен для сравнительно узкой аудитории, поскольку он требует от читателя вполне определенной способности к фантазиям и отстранению от обычной жизни. Сравнительно немногие в достаточной степени свободны от власти повседневности и способны отвечать на стук извне, поэтому вкус большинства в первую очередь удовлетворяют рассказы о банальных чувствах и событиях или о незамысловатых отклонениях в этих чувствах и событиях; и это правильно, наверное, поскольку банальности составляют большую часть человеческого опыта».[1]

Ужас и фантастическое в древности

???????????? ??? ????, ??? ???????????? ?????, ??? ????? ????????? ? ?????????? ???????????, ??????????? ??? ??????? ??, ??????? ? ???? ???????????? ?????. ???????, ?????????????? ??????????? ? ????? ?????? ????????? ????????? ????? ? ???????. ??????? ??? ? ????? ???????? ??????????? ??????????? ????. ??? ??????????? ?????? ????????, ? ?????? ?????? ?????? ??? ??????????? ???????? ?????????????? ?????. ? ??????????? ????? ??? (??????? ? ??????????????) ???????? ????? ??????, ??????, ??????. ????? ??? ??????????? ????????? ??????????? ?????????? ???????? ? ?????????? ??????? ? ??????????, ???????????? ? ?????????????? ?????? ? ????????? ?????? ???? ? ?????? ? ? ????????? ???????. ????? ?????????, ??? "????? ?????" ??? "Claviculae" ???????? ? ??????????? ??????? ???????????? ?????? ??????????????????? ??? ????????? ???? ? ?????? ???????, ? ?? ???? ???? ???????? ????? ??????? ? ????????, ??? ??????? ????? ? ?? ?????? ????????. ?? ???? ?? ??????? ????????????? ????????? ????? ????????? ?????? ? ?????????, ??? ???????????? ? ????? ????????????, ?? ? ?????? ??, ????????, ????????? ????????????? ????????? ??????????? ?????????? ? ???????????? ???????????, ??? ??????? ???? ??????????? ??? ??????, ?? ??????? ???????? ? ? ??????? ???????? ???????. ?????? ? ????????, ????? ? ???????????? ???? ? ?????????? ?? ????? ????????, ????????? ??????? ? ??????? ?????? ?????? ? ??? ?? ????????, ??? ??????????? ????????? ??????????? ??????????. ?? ??????????? ????? ?????????? ??????? ???? ? ???????, ??????? ??????????? ? ?????????? ? ?????????????????? ?? ??? ????, ????? ??? ????? ??????????????? ??? ???????????? ?????????? ? ???????????? ? ????? ????????. ?????? ?? ??? ????? ?? ??????? ?????? ?????????? ? ?????????? ????? ??????? ???????? ????????????. ????? ?????? ?????? ?????? ?????? ?????, ? ??? ????????? ???????? ? ????????.[2] ???????, ??? ??? ?????????? ?????? ?? ??????. ? ??????? ???? ??????? ??? ??? ????????, ????? ??????? ???????? ?????????? ?????? ?? ????????? ??????, ?????????? ? ???????????? ?????: ???????? ??????? ? ??????, ????????, ?? ?????????? ?????? ?????? ????????, ???????? ?????????? "? ???????" ????????, ?????-????????????????? ?????????? ???????. ?????? ? ???????? ?? ????????? "????????? ? ???????", ??????? ? ??????? ???????, ???????????? ????????????? ???? ?? ???????? ????? ??????????? ????????. ????????????? ?????????? ??? ?? ????? ????????? ? ???????. ????????????? "????" ? ???? ????????? ?????????? ??????, ?? ? ?????-?????????? ???????? ? ????????? ? ????? ??????? ??????????????? ???????? ? ?????????? ????? ??????????????????? ? ???????????. ????? ?? ???? ?????????????? ? ???????????? ???????? ?????? ?????????. ????? ????? ??????????? ??????? ??????????? ????????????? ?? ???????????? ????????, ??? ????? ???????? ???????? ??????? ????? ??????????? ???????????, ????? ????????, ???????? ????????? ? ???? ?? ??????????, ?????? ???????????? ? ?????? ?????? ?? ????? ? ????? ????????? ?????? I. ? ???????????? ??????????? ????? ???? ?????? ????? ???????? ??????? ?????? ????????? ? ?????????? ? ??????????? ??????? ??????? ??????????? ????????? ????.[3] ????? ?? ????? ????? ? ?????? ???????? ????? ??????? ?????? ?????? ????? ????????? ? ??????? ???????. ??? ??? ???????????????? ??????, ???????????? ??????? ??????? ? ?????? ????? ? ????????? ?????? ? ?????, ????????? ????? ?????? ?????????????? ??????? ????? ??????, ????????? ??? ?????? ??? ??????? ???????? ????.? ??????????? ? ????????????? ????????? ?? ????? ??? ?????? ?????? ? ?????? ??????? ??????????; ? ??? ?? ??? ?????????? ??? ?? ??? ?????????? ???????????????? ? ???????? ??????????. ? ??????? ?????????? ??????????? ??????? ?????? ?? ?????? ? ??????????????????, ? ?? ???????????? ????? ??????? ? ??? ????????? ????? ??????????, ??? "??????? ?????? ???" ?. ????, ??????? ???????????? ????? ??????????? ??????? ? ?????? ???????? ??????? ??????? ? ?? ???????, ?????????? ??? ??????? ????? ????????????????? ?????????????? ???????? ? ??????. ?????? ???? ???????? ?????? ???? ? ??????????????????, ??????? ? ?????? ????????????? ????????????. ?????, ????? ?? ????? ????????? ???????? ???? ????????? ???????? ????????? ?????? ? ? ???????? ???? ?????? ????? ?????, ???????? ??????????? ?????????????? ??????? -??? ????? ????????, ???????? ????????, ? ?? ???? ????????????? ???????? ???????? ????????????, ?????? ????????? ? ??????????? ?????. ???????? ?? ??????? ??? ? ??????, ??? ????????? ???????? ????? ?????, ???????, ??????? ? ??????? ? ??????????. ???????, ????? ??????? ????????? ?????????? ?????????????? ???? ? ????????? ??????? - ????????, "??????????? ??????????, ????? ??????" ??.?. ?????????, - ????????????? ???????? ????????? ???? ? ???????? ????? ?????, ?? ???? ?????????? ????? ??????? ? ?????????????? ?????, ?????????? ?????? ? ????????, ????? ????????????? ????????? ??????? ???? ????? ?????????????? ? ?? ?????? ??????? ????????????? ?????? ??????????????? ?????????????. ?????????? ??????????????? ?????????? ????????? ?? ???? ???????? ?????????????? XVIII ?. ? ????????? ???????? ? ??????????? ?? ?????????? ????????? ????? (???????? ?? ????? ??? ????????? ??????? ???????? XIII ???? ??? ?????????? ???????) ? ?? ????? ???????. ?????????? ????? ? ????????????, ?????????? ?? ???????? ???????? ????? ????????, ????????????? ??????? ?????? ? ????? ? ?????????? ?????????????????? ????????, ???????????? ???????????, ?????????? ? ??????? (???????? ????????? ? ??????????). ? ?????? ? 1765 ?? 1850 ??? ?????????? ????? ??? ???????? ???????? ????????????? ?????????? ??? ? ??????, ??? ? ? ??????. ????? ?????, ???????? ??????? ????????????? ??????, ??? ????????? ?????????? ????: ??????? ?? ???????????? ????? ?????? ?? ????????, ??? ?????????? ??????????...???? ????? ??????????????? ????, ????????, ????????? ?? ????? ?? ?? ?? ???? ????? ? ????????, ????????????? ???????? ?? ?????? ? ??????[4]

Британский критик Теодор Уаттс-Дантон называл готику «ренессансом чудесного» в английской литературе. Но существовали и другие мнения: профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривал готику как «синоним варварского, хаотичного и безвкусного». Описать такое явление как готическая литература пытались многие литературоведы и учёные — Монтегю Саммерс, Эдит Биркхэд, Эйно Райло, Эдмунд Бёрк, Девендра Варма. Чувственное обоснование готического стиля принадлежит Эдмунду Бёрку, выпустившему в 1757 году книгу «Исследование наших представлений о возвышенном и прекрасном».

Выдающийся знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа.

Вообще готический роман отличают следующие черты:

1. Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные, тоже раскрываемые в финале.

2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.

3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя. По времени же действие, как правило, происходит в прошлом. При чем все основные события свершаются под покровом ночи.

4. В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок. Герой мужчина же, не так популярен, но и он имеет свои отличительные черты. Это, как правило, либо идеализированный образ юноши, эдакого борца за свободу, не боящийся ничего вокруг, либо мужчина-злодей, отравляющий жизнь героям романа, тиран и деспот.

5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.

Так же нужно отметить ряд классических образов-символов, характерных для готики: замок, стон, великан, окровавленный кинжал, свеча, кости, черепа, загадочные голоса и шорохи, ведьма, приведение, древняя книга и пр.

Общей для всех произведения готической литературы является философия, основанная на предопределенности, неизменности судьбы. Как ни борются герои с роком, им ни за что не избежать того, что должно произойти. Готическая литература фаталистична. Она разрешает верить в нечто сверхъестественное, необычное и в свою возможность как-то повлиять на ход жизни, но не позволяет все это осуществить.

Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:

1. Готический роман

Представители: Гораций Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.

2. Роман напряжения и необъяснимой тревоги

Представители: Анна Радклиф

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 269
Бесплатно скачать Курсовая работа: Готическая литература.