Курсовая работа: Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом

Введение

Глава 1. Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения

1.1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе

1.2. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике

1.3. Применение теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом

Глава 2. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом

2.1. Методика изучения готовности молодого специалиста

к профессиональной деятельности

2.2. Анализ результатов социологического изучения готовности

молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности

2.3. Рекомендации молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем

Заключение

Литература

Введение ?????????? ?????? ?????? ????? ??????? ????????????? ? ?????????? ????? c?????????, ? ??????? ???????? ????????. ??? ??????? ? ? ??????? ????????? ????? ???????? (??????????????, ??????????, ?????????????) ? ?????????? (????????, ???????? ???????????????? ???? ?????????? ??????????, ????, ??????????, ????????????? ? ???? ????????). ?????????? ?????? ??? ???????????? ???????????? ?????????? ?? ???????????, ???????? ? ???????????? ?????????????? ? ?????????? ????????????, ??????? ? ???????? ????????????? ????????? ???? ????????.? ???????? ????? ?????????? ?????? ??? ???????????????? ???????????? ????? ??????? ?????????? ??????? ????????????????? ????????, ?? ??????????? ?????????????? ???? ????? ? ????? ?????????? ????????? ??????????? ????????; ???????? ???????, ? ??????? ??????? ????? ? ???????????? ???? ???????? ???? ??????????? ? ???????? ???, ??? ?? ???????? ?? ??????; ????????? ??? ??????????? ????? ? ????????; ???????? ???????, ??? ??????? ???????, ???????? ?? ?????????? ??????, ???????? ???? ??? ????????? ??????, ????? ????, ???????? ??????? ???????????? ??????????? ? ???????? ? ???? ?? ??????? ??????????.[1] ?? ????, ???????? ???? ?????? ????????? ? ?????????? ?????? ??????????, ????? ????????????? ? ?????? ????????? ?????????? ????? ? ??????? ????????. ???????????? ????? ?????????? ?????? ???????? ?????????? ?? ?????????? ??????, ????????? ??????????? ?????????? ??? ????????????? ????????? ???????, ??????? ?? ?????????? ?????? ? ???????? ? ?????? ?????????????? ????????????? ? ??????????????? ??????????.[2] ?????????? ?????? ? ??? ??????? ???????, ????????? ??????? ?????? ? ??????? ?????? ??????????, ?????????, ??????????, ??????????, ??????????, ????????, ???????????? ? ??? ?????. ?? ????????????? ?? ?????? ??????? ?? ?????? ??????????? ?? ?????????? ??????, ??? ??????, ?????, ?????????? ???????????? ? ???????.?????????? ?? ?????????? ?????? ????? ??????? ?????? ???????????? ??? ?????????? ????? ???????????????? ???????. ??? ?????? ??????????????? ????? ????????? ??? ??????? ????????. ??? ??????????????, ?????????????? ? ???????????? ???????. ??? ?????? ??????? ?????????? ?? ?????????? ?????? ????????? ? ???? ???????, ????????????, ????????, ???? ??????, ??????? ??????, ????????????? ? ???????????? ??????????? ?????????, ????????????? ???????? ?????, ????????? ??????? ????, ??? ????? ????????. ??? ?????? ? ???????????? ???? ?????????, ?????????? ??? ?????????? ? ??????????? ?????? ??? ?????????????? ????????, ????? ?? ??? ??????? ????? ??????. ???????????? ??????????? ??? ????? ??????? ???????? ?? ????????????? ?????????, ?????????? ?????????????? ??????????? ???????????? ? ????????, ?????????? ????????, ????????????? ? ??????????? ?? ??????????? ?????????? ????????. ?????? ?????? ??????????? ?????, ????? ?????????? ?? ?????????? ?????? ????????? ??????? ??????? ???????? ?? ????? ??????????? ??????? ??? ?????? ????????, ? ????? ????????? ??? ?????, ??????? ????????? ? ???? ???????? ?? ?????? ???????????? ?????, ?????? ???? ???????????? ???????? ? ???? ?????? ????????? ????? ? ?????????? ????????? ????????????, ??????? ????????????? ???????????? ?????????.[3] ?????????????, ??? ????, ????? ????????? ????????? ???????????? ????? ?????????? ?????? ? ????????????? ??????????? ???????????????? ???????????? ?? ??????????? ????????, ???????? ? ??????? ????????? ????????, ?????????? ?? ?????????? ?????? ?????? ??????? ??????? ????????? ???????????????? ??????, ???????, ???????? ????????? ???????? ? ??????? ???? ? ????????: ??????????, ??????????, ??????????, ??????????, ?????, ? ????? ???? ??????? ???????????? ?????? ??????, ?????? ? ?????? ? ??????. ?????? ?????????? ????????, ??????? ??????????? ? ?????????? ???????? ??????????? ?? ?????????? ?????? ???????? ????????? ???? ?????????? ??????. ?????? ?????????? ????????????: ????? ??? ?? ????? ??????? ?????????? ?? ?????????? ?????? ? ???????????????? ????????????. ????? ?????? ???????? ??????? ?????????? ?????????? ????????, ??????? ?????????? ???????, - ??? ?????????? ???????? ??????????? ? ??????????????? ?????? ? ???????? ?????????? ??????.

Изучением указанной проблемы занимались многие авторы. Можно особо отметить следующих. Л.В. Куриленко выявлена специфика профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, выделены особенности подготовки специалистов по социальной работе в ВУЗе. Критерии профессионального статуса специалиста по социальной работе определены О.А. Гуриной, социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы описана в статье Н.Ю. Клименко. Проблемы подготовки специалистов по социальной работе изучены В.А. Никитиным. Н. Платоновой рассмотрен профессионализм социального работника как основа успешной социальной политики. Структура и этапы развития в ВУЗе профессиональной культуры специалиста социальной работы освещены в статье А.П. Позднякова. Изучением взаимодействия социального работника и клиента занималась Н. Птицына. Профессиональные качества и способности молодого специалиста определены как критерии его социальной мобильности в статье Н.Е. Сараповой. О росте профессионального уровня специалистов написала в своей статье О. Селиверстова. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения рассмотрена В. Туринским; подготовка кадров для социальной сферы и современные образовательные программы – Ю.В. Шепетуном; подготовка специалистов социальной сферы – А.А. Шулусом; социальная сфера и подготовка кадров – Е.Р. Ярской-Смирновой; потребность в кадрах для социальной работы – Р. Фасхиевым. Новые технологии в системе повышения квалификации кадров социальной сферы изучены Т.В. Шеляг. Профессионализм и возраст сопоставлены в статье Ю. Яновской. Социальным работником нужно родиться, предполагает Р.Н. Соломатина. Обязанности, умения и мотивацию труда персонала социальной службы освещает Л.Б. Ребристова в журнале «Работник социальной службы». Правовое, организационное и научно-методическое закрепление профессии «социальная работа» в изменяющейся России описывает в своей статье Л.В. Топчий. И.И. Клеин и А.Н. Бячкова приводят методы предотвращения конфликтов в работе с клиентами учреждений социального обслуживания. Содержание и организацию труда социального работника рассматривает Л.М. Рокавин. Трудности профессионального взаимодействия и возможности построения новых отношений консультанта и клиента приведены в статье Л.В.Макарова.

Данными и многими другими статьями в основном рассматриваются проблемы обучения и подготовки специалистов социальной работы, содержание и организация труда специалистов по социальной работе, профессионализм и компетентность специалистов по социальной работе. Аспект, касающийся готовности молодых специалистов по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом, остается менее изученным.

? ????? ? ????, ????? ???????? ?????? ???????? ??????????? ?????????? ???????? ??????????? ?? ?????????? ?????? ? ??????????????? ?????? ? ????????.??? ?????????? ???? ?????????? ??????? ????????? ?????:1 ? ??????????? ??????????? ?????????? ??????????? ?? ?????????? ?????? ? ????;2 ? ??????? ?????????? ? ??????????? ?? ?????????? ?????? ? ???????? ????????;3 ? ???????????????? ?????????? ????????????? ? ???????????? ?????? ? ??????????????? ?????? ? ????????;4 ? ??????? ???????? ???????? ?????????? ???????? ??????????? ?? ?????????? ?????? ? ???????????????? ????????????;5 ? ???????????????? ?????????? ???????????????? ???????? ?????????? ???????? ??????????? ?? ?????????? ?????? ? ???????????????? ????????????;6 ? ??????????? ???????????? ???????? ??????????? ?? ?????????? ??????, ??????????? ? ??????? ??? ???????????????? ???????.

Объектом курсовой работы является молодой специалист по социальной работе.

Предметом – готовность молодого специалиста к самостоятельной работе с клиентом.

При исследовании проблемы, поставленной в данной курсовой работе, использовались: общенаучные методы, такие как анализ и синтез научной литературы, нормативной правовой базы, статей научных журналов, социологической информации; индукция и дедукция; методы ситуационного, факторного, статистического анализа; прикладные методы – анкетирование, анализ документов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения

1.1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе

в высшем учебном заведении

Профессия специалиста по социальной работе известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так. Функции специалистов по социальной работе выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Социальная работа на Руси имеет давние традиции. Она имела место и в царские времена, и во времена революционных преобразований. Ее цели и задачи отражали уровень экономического и социально-политического развития общества. Осуществлением социальной работы с населением занимались представители различных общественных структур. И только в начале 90-х гг. XX века обострилась проблема профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Острота проблемы была обусловлена тем, что в конце XX века в России в условиях затяжного экономического кризиса, изменения социально-политического уклада жизни, повлекшего за собой безработицу, резкое падение уровня жизни, возросла опасность национальных и социальных конфликтов. Поэтому, для оказания социальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужны были не только специальные учреждения, но и высококвалифицированные кадры.[4] Все выше изложенное обусловило начало профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы, так как социальная работа это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии.

Социальная работа это особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению способностей людей к социальному функционированию. С учетом данных обстоятельств Госкомитетом СССР по образованию от 07 августа 1991 года была открыта специальность «Социальная работа» и началась подготовка специалистов по социальной работе в средних специальных и высших учебных заведениях.

Образование представляет постоянно видоизменяющуюся культурно-историческую категорию. В основе образовательной политики любого вуза, несмотря на ее постоянное совершенствование и модернизацию, лежит государственный стандарт.[5] Современная концепция стандартизации ориентирует содержание социального образования на личность специалиста нового типа, способного адаптироваться к условиям современного (с учетом региональных особенностей) рынка труда и ориентированного на высокий уровень духовности.

Современные реалии социальной политики того или иного региона определяют тенденции преобразований в сфере высшего профессионального образования. Сложные и противоречивые перемены в России конца XX – начала XXI века, усиливающие остроту глобальных и, прежде всего, социальных проблем, ускорение социально-политических процессов,
расширение пространства социальной работы как научной области, профессии, системы подготовки специалистов, обеспечивающих гармонизацию человека и среды, потребовали изменения проектной культуры субъектов вузовского образовательного процесса.

Проектирование подготовки специалистов социальной работы становится в постоянно меняющихся социальных условиях необходимой функцией научных исследований в области высшего образования. Требования к развитию адекватной современным социальным технологиям кадровой инфраструктуры учреждений социальной защиты населения формируют государственный заказ вузовской системе социального образования в плане качественного результата – профессиональной компетентности выпускников, являющихся проводниками социальной политики, способными организовать процесс социальной поддержки населения, эффективно решать спектр социальных проблем и обладающих гуманистической направленностью личности.[6] При этом необходимо опираться на модель социального обслуживания населения, которую можно представить в следующем виде. Главная стратегическая цель социального обслуживания населения – удовлетворение потребностей населения в социальной защите, поддержание условий для его нормальной жизнедеятельности. Цель эта может быть реализована в следующих сферах: трудовой, социально-бытовой, социально-медицинской и правовой защиты, духовной, экологии.[7] Реализации данного «человеконаправленного» потенциала социальной работы как раз и служит Государственный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «социальная работа»[8] .

В общей характеристике направления «социальная работа» подчеркивается, что деятельность специалиста предусматривает анализ целостных социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также работу с различными социальными, возрастными, половыми, религиозными и этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.[9] Исходя из характера практической деятельности специалиста по социальной работе, строится учебная программа, которая включает социогуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины, а также дисциплины специализации.

Целью программы подготовки специалистов по социальной работе является на основе знаний, полученных при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и других дисциплин скоординировать у студентов единство знаний и умений в области социальной работы на уровне индивида, группы и общества. Реализация программы предполагает использование и соответствующих методов, и средств обучения. Так, наряду с традиционными, известными еще со времен Древнего мира формами преподавания (семинары, беседы), используются формы, наиболее приближенно имитирующие будущую профессиональную деятельность студентов: ситуативно-ролевые игры, тренинги.[10] Это обусловлено необходимостью развивать у студентов умение работать как самостоятельно, так и в группе, способность применять полученные знания на практике, умения описывать и представлять в устной форме содержание своей работы.

Учебная дисциплина «социальная работа» носит интегративный и междисциплинарный характер. Она строится на совокупности знаний и исследовательских методов, уже полученных и разработанных множеством существующих социальных наук, таких как антропология, экология, психология, социология, экономика, право, история и других. При этом спецификой данной дисциплины является то, что в ее рамках социальная деятельность представляется направленной на планирование и выполнение социальных преобразований, оказание помощи нуждающимся. Характерно и то, что она опирается на большое разнообразие теорий, подходов, опыта.

Функции специалиста по социальной работе, сформулированные теоретиками и практиками современного российского социального образования, обеспечиваются потенциалом учебных дисциплин ГОС ВПО двух циклов.

Первый - дисциплины цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин - формирует высокоразвитый интеллект, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, умение иметь и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, знание форм и методов познания, их эволюцию, высокий уровень нравственности и морального сознания, культуру чувств, культуру речи, культуру общения, знания в области истории, культуры, умение использовать их в профессиональной сфере; второй цикл – общепрофессиональные дисциплины - формирует общественную активность, увлеченность профессией и стремление к самообразованию в профессиональной сфере, наличие психолого-педагогических знаний, такта, коммуникабельность, умение расположить к себе окружающих, наличие патерналистких потребностей, стремление помочь окружающим, гуманность и милосердие, профессиональную порядочность, профессиональную направленность внимания, профессиональную эрудицию и компетенцию, высокий уровень эмпатии и экспрессивных способностей, ответственность, деловитость, практичность, требовательность и критичность к себе, организаторские способности, умение принимать решение и добиваться его претворения в жизни, способность к сотрудничеству и взаимопомощи, энергичность, работоспособность, способность убеждать в правильности своих решений, умение адекватно реагировать на изменения условий жизни и деятельности, толерантность к окружающим, развитость педагогической рефлексии и психоаналитических свойств, наличие управленческих и исследовательских способностей; третий цикл включает в себя дисциплины цикла специальных дисциплин, которые формируют способность к анализу и синтезу явлений, умение общаться на высоком общечеловеческом и профессиональном уровне, высокий уровень организаторских способностей, наличие большого объема знаний и постоянное стремление к самообразованию.[11] Данные дисциплины должны быть включены в программу учебного процесса специалиста по социальной работе.

Практика в структуре учебного процесса подготовки специалистов по социальной работе во многом используется иначе. Она становится реально одной из важнейших частей всего процесса обучения специалистов в области социальной работы. Важно иметь в виду, что практика – особая форма учебной деятельности, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. И преподаватель, и студент – равноправные субъекты этой деятельности, хотя, естественно, они имеют и специфические задачи. Так, целью практики со стороны преподавателя является, прежде всего: предоставить студентам возможность соединить их теоретические знания о социальных проблемах и формах их решения, о социальном законодательстве и методах социальной работы с практическим опытом; предоставить студентам возможность попрактиковаться в принятии решений по конкретной социальной проблеме. Целью практики со стороны студентов является по преимуществу: овладение навыками оформления соответствующих документов; участие в работе по составлению плана решения конкретной проблемы; включение в работу по решению проблемы; составление отчета о проделанной работе; овладение навыками общения с клиентом и другое.[12] Практика является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения в вузе, с другой – на практике происходит более глубокое осмысление проблем, особенности решения которых связаны со спецификой социальной службы, в которой проводится практика.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 118
Бесплатно скачать Курсовая работа: Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом