Курсовая работа: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений

На протяжении XX века российское общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, которые заняли место государственной идеологии. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольное положение, в стране возникло, а затем было законодательно закреплено мировоззренческое разнообразие. Свобода мнений, убеждений, взглядов способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, росту гражданской активности. Одновременно она же поставила многих людей и государство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содействовать личностному становлению человека и эффективному развитию страны в новых социальных условиях, сплачивающих граждан и общество в решении общенациональных задач.

Для миллионов людей актуальным стал поиск новой мировоззренческой, культурной, гражданской идентичности, обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества. Многие утратили жизненные ориентиры, не нашли себя в череде непрерывных социально-экономических преобразований, оказались потерянными для общества и государства потому, что само общество и государство вступили в процессы длительного реформирования. Ставящиеся при этом цели и достигаемые результаты реформ оказываются не всегда значимыми или понятными для граждан. Соответственно, широкое распространение приобрело явление социальной пассивности. Многие молодые люди проявляют нежелание принимать участие в жизни общества и государства. Большая часть молодежи вовлекается в различные суррогатные формы групповой активности на основе маргинальных форм молодежной субкультуры, религиозных культов деструктивной асоциальной и антигуманной направленности и т.п. Некоторые молодые люди, получившие хорошее образование, выезжают за рубеж, где находят лучшие условия для самореализации, другие пополняют криминальные структуры и экстремистские организации.

В аспекте гражданского становления личности это выражается в пренебрежительном отношении к стране, народу, базовым социальным институтам и социокультурным ценностям. Сохраняется отрыв существенной части молодежи и общества в целом от базовых духовно-нравственных ценностей и традиций русской культуры, культуры других народов России, который сложился в предшествующий исторический период. В этом многие ученые усматривают главную причину современных трудностей в формировании гражданственности и патриотического сознания молодежи.[1;86-87]

Целью нашей работы является рассмотрение гражданско-патриотического воспитания в Ярославской области и в России в целом.

Исходя из целей мы выделяем следующие задачи:

- рассмотреть исторические этапы развития гражданско-патриотического воспитания на территории Российской Федерации и Ярославской области в частности;

- выявить особенности развития гражданско-патриотического воспитания;

- предположить дальнейшее развитие гражданско-патриотического воспитания;

- составить рекомендации для благотворного развития гражданско-патриотического воспитания.

Объектом нашего исследования стали 10 детских и молодежных общественных организаций и объединений.


1. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи на территории Российской Федерации

1.1 История гражданско-патриотического воспитания

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.

Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.

В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно–монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на принципе нравственно – православного долженствования.

Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.

Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующие классы в стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе.

Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств, практического участия в решении задач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).

Начало коллективизации сельского хозяйства и провозглашенное наступление социализма по всему фронту обозначили переход к новому периоду в жизни страны, связанному с ростом культа личности, сокращением самодеятельных начал в жизни общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к воспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество. Понятие «гражданского воспитания» било поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие «гражданственность» отсутствовало в словарях и справочной литературе.

Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется на основе выработке простых норм нравственности – чести, человечности, трудолюбия.

Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.

Начиная с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, то есть педагогическая мысль на новом уровне вернулась к тезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте народовластия. В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско-патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско–патриотического воспитания.[2;15-26]

В своей работе, ее практической части, я рассмотрю гражданско-правовое воспитание в молодежных и детских общественных организациях Ярославской области.


1.2 Гражданско-патриотическое воспитание в современной России

В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий российских граждан, особенно молодежи.

Одной из таких проблем является гражданско-патриотическое воспитание, которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования, в том числе фундаментального научного уровня, все еще не привели к пониманию гражданско-патриотического воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившимися в советский период, например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др.

Большинство диссертационных исследований и научных работ сосредоточены на изучении отдельных, причем не самых важных, аспектов гражданско-патриотического воспитания, в то время как рассмотрение его в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этого направления, которое занимает все более приоритетное положение по сравнению с другими. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно ориентированных задач в отношении различных категорий современной молодежи.

Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии, заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско-патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко - в ущерб и противоположность друг другу. Причем сами эти составляющие, особенно первая из них - гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происходящих в социально-гуманитарных науках, в российском обществе в целом.

Характеризуя в самом общем виде современное понимание гражданско-патриотического воспитания в ракурсе доминирования в нем первого компонента, приходится констатировать, что многие исследователи, специалисты, в том числе чиновники из Министерства образования и науки России, фактически начисто забывают о патриотизме. В качестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание с межнациональным, интернациональным, традиционным, корпоративным, гуманистическим и даже толерантным направлениями. Естественно, что такого рода подмены не могут способствовать сколь-нибудь успешному решению проблемы вне зависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков.

В результате отрицания патриотизма или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации, гражданское воспитание приобретает странный смысл, доходящий до абсурда. Можно, оказывается, формировать, вернее, создавать все необходимые условия для становления и развития гражданина не только России, но и другого государства (которое богаче и благополучнее России), гражданина всего мира, наконец. Порождением гражданского воспитания в таком варианте становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимости решать их проблемы и представляющая, таким образом, формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной, любую привязанность к ней и выступающий в качестве антипода патриотизма.

Именно такая "гражданственность" и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и для чего, кроме, разумеется, самих себя, нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно, не нужны (равно как и оно им). Аналогично решается вопрос и в отношении воспитания, ориентированного на развитие граждан данного типа.

Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой - служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 582
Бесплатно скачать Курсовая работа: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений