Курсовая работа: Языковая репрезентация концептосферы "разрушение" в романе Coe J. "What a Carve Up"

Якименко Екатерина Константиновна

ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОСФЕРЫ «РАЗРУШЕНИЕ» В РОМАНЕ J . COE WHAT A CARVE UP

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЛИНГВИСТИКЕ

Научный руководитель:

Вялкова Вера Борисовна, к.ф.н.,

доцент кафедры английской

филологии

Биробиджан, 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Понятие концепта и концептосферы

1.1 Понятие концепта в современной когнитивной лингвистике

1.1.1 Типы концептов

1.1.2 Структура концепта

1.2 Понятие концептосферы в современной когнитивной лингвистике

2. Анализ концепта «разрушение» в романе J. Coe “WhataCarveup”

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

На рубеже двух тысячелетий в языкознании происходит смена научных парадигм. В центре внимания языковедов оказывается человек как носитель языка, являющийся представителем той или иной культуры.

В рамках этой научной парадигмы сформировались два научных направления: лингвокультурология, изучающая язык как носитель определенной национальной ментальности, и когнитивная лингвистика, рассматривающая отражение в языке познавательных процессов.

Объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт. Ю. С. Степанов определяет концепт как «сгусток культуры», в виде которого она входит в ментальный мир человека. Из концептов той или иной культуры, словно из мозаики, складывается концептосфера определенного языка, рисующая национальную картину мира.

Термины концепт и понятие в настоящее время получили четкую дифференциацию. Понятие — это совокупность существенных признаков объекта, отличающих его от сходных объектов. Концепт же — это понятие, погруженное в культуру, концепт всегда национально специфичен даже в том случае, если слова, в которых он вербализовался, оказываются эквивалентами друг друга в переводных словарях.

Исследуя национальную специфичность концептов, А. Вежбицкая убедительно показала различия между русским друг и английским friend , между английским sadness и русскими грусть и печаль , между словами со значением ‘свобода’ в латинском, английском, русском и польском языках. Выход подобных исследований за узкие рамки лингвистики, включенность их в общекультурные, гуманитарные процессы обусловил интерес к такого рода проблемам и у писателей. Так, Милан Кундера, чешский писатель, много лет живущий во Франции, являющийся по существу гражданином мира, с одной стороны, не раз обращается в своих художественных произведениях к сопоставлению концептов, относящихся к различным лингвокультурам, а с другой создает своеобразный словарь «Семьдесят три слова», где собраны значимые для его творчества концепты.

При исследовании концептосферы близкородственных языков (таких, например, как славянские) лингвист, столкнувшись со специфическим концептом в одном языке, неизбежно должен будет, применяя структурно-семантический подход, искать его соответствие в другом языке либо констатировать наличие лакуны (пустой клетки). Одновременно весьма продуктивным является рассмотрение фонетической и семантической истории корня, являющегося именем данного концепта. Такой историко-семантический анализ должен быть дополнен культурологическим анализом генезиса данной реалии в истории культуры. И здесь мы уже сталкиваемся с использованием сравнительно-исторического метода в рамках новой научной парадигмы.(12)

Цель нашего исследования – изучение понятия «разрущение».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие «разрушение».

2. Определить концептосферу «разрушения» в романе.

Объектом нашего исследования является понятие «разрушение» . Предмет исследования – концептосфера «разрушения» в романе.

Базой для обобщения методической информации в данном исследовании послужили научные труды ученых: С.А. Аскольдова, Е.Е. Стефанского, В.А. Масловой и многих других.


1. ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТА И КОНЦЕПТОСФЕРЫ

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 256
Бесплатно скачать Курсовая работа: Языковая репрезентация концептосферы "разрушение" в романе Coe J. "What a Carve Up"