Курсовая работа: Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей до
Студентки 3 курса
Шалагиной Ольги Сергеевны
Научный руководитель:
Соколова О. Н.
ВОЛОГДА
2009
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
§ 1. Музыкальные способности и их развитие в творческом объединении детей дошкольного возраста…………………………………………………….6
§ 2. Характеристика детских музыкальных инструментов, способы и приемы игры на них……………………………………………………………..12
§ 3. Развитие музыкальных способностей при обучении дошкольника игре на детских музыкальных инструментах…………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
Введение.
В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности).
Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.
Выдающиеся музыканты-просветители (Б.Асафьев, Б.Яворский), австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музыцирования и развития музыкальности у всех детей. Большое значение игре на детских музыкальных инструментах придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Еще в 20-е годы ХХ столетия Н.А. Метлов говорил о роли этого вида детской музыкальной деятельности. Этот известный музыкальный деятель и педагог стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах. Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства совместно с Н.А. Метловым в 20-40-е годы ХХ века работали известные педагоги - Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и её ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и др.).
В сегодняшней практике обучение детей строилось на основе обозначения клавишей с помощью букв, слогов, цифр или цвета. Дети, многократно повторяя, заучивали последовательность этих ориентиров, и каждый раз при переходе к новой мелодии начинали с нуля. В результате игра на детских инструментах превращается в тяжелую работу, как для детей, так и для взрослых, и не приносит малышам радости.
В результате многолетнего экспериментального исследования педагогом М. Трубниковой были доказаны возможность и необходимость обучения игре на детских музыкальных инструментах по слуху.
Мы, обучаясь игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на некоторых самостоятельно, видим, как игра по слуху необходима и как она помогает на практике. Поэтому, проанализировав методику М. Трубниковой и внеся наши практические наработки, мы еще раз подтверждаем эффективность метода игры по слуху и говорим о развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре на музыкальных инструментах.
Цель исследования: выяснение влияния обучения игре на музыкальных инструментах на развитие музыкальных способностей детей.
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия, обеспечивающие эффективность развития музыкальности детей.
Гипотеза исследования: обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если:
Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;
Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.
Методологической основой являются исследования психологов и педагогов, позволяющие грамотно организовать развитие музыкальности в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах.
В ходе исследования решались следующие задачи:
Разработана система занятий, способствующих более эффективному развитию музыкальности в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах;
Определены условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения игре на музыкальных инструментах детей дошкольного возраста;
Проведен анализ музыкального репертуара и подобран наиболее доступный и интересный для работы с детьми в этом виде деятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, анализ существующего педагогического опыта, анализ собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, беседы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--