Курсовая работа: Ислам - религия от истоков до современного мира
Ислам- одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь.Онапреобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.
Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедуюший ислам, называется мусульманином.
Я не без причины выбрала тему своей исследовательской работы- ислам. На её выбор повлияли некоторые, немаловажные причины.
Раньше для меня ислам был, чем-то таинственным, далёким, загадочным и даже запретным. Сейчас, когда я изучила лишь только малую часть этой культуры и религии, я поняла много вещей, которые стали для меня открытием. Я могу с уверенностью сказать, что изучения ислама на меня духовно повлияло и сейчас я понемаю вещи, которые раньше мне казались непостижимыми.
Нам часто в этом мире не хватает терпения и понемания. Мы часто судим людей по их национальностям и религиозным убеждениям, так и не узнавая истинно человека. Неужели мы вправе кого-то судить? Неужели мы лучше, чем другие?
Не суди, да судим не будешь! Я всегда стараюсь следовать этой заповеди, хотя это очень трудно и не всегда удаётся.
Меня всегда удивляло, что многие люди, считают, что терроризм- ислам. Более того сейчас меня это возмущает, и я готова опровергать это, кто бы ни стоял передо мной.
Ислам можно считать «братской» религией по отношению к иудаизму и христианству. Поэтому историю и даже сущность ислама невозможно по- настояшему понять в отрыве от двух его «старших брятьев». Подобно иудаизму и христианству, это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульмян- Коран, собрание откровений, Которые Мухаммад, основатель ислама, получил от Бога.
Поэтому вторая причина, в следствие которой, выбор моей исследовательской работы пал на ислам, является то, что меня очень заинтересовали и увлекли отношения самих мусульман к их религии. Чем же они так отличаются от иудеев и христиан? Что их так сильно заставляет поклоняться своему Богу и не изменять своей вере? И теперь, после изучения темы моей исследовательской работы, как религии, я с точностью и уверенностью могу ответить на эти вопросы.
Этим летом я отдыхала в Турции. Это ещё одна из причин, почему я заинтересовалась исламом и мусульманским миром. И моё прибывание в Турции позволило мне ещё больше познать исламские традиции и жизнь мусульман. Многие из мусульман , которых я встречала в Турции- люди достойные уважения и восхищения. Поэтому с моей стороны только положительные отзывы о них.
Исследуя ислам, я опиралась на различную литературу, авторы которой являются как обычными учёными- историками, философами, так и последователями разных религий. И мне было очень интересно следить за ходом их рассуждений и убеждений на тему ислам. И у каждого автора ислам был представлен по- разному и по-своему. Именно так, как сам автор его видит или хотел бы донести до уст читателя.
2. История ислама.
1) Истоки ислама.
а) Посланик Аллаха.
Маулид- день рождения Пророка Мухаммада- отмечается 12 числа месяца раби ал- аввал по лунному календарю. Соглсно древней мекканской хронологии, это произошло в «год слона», то есть в 570 г. Маулид совпадает с днём смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерть, то есть рождение для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечечтва. В русском написании встречаются варианты имени Пророка: Мухаммед, Магомет; однако наиболее близка к арабскому произношению форма «Мухаммад».
Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой ( Моисеем) и Исой ( Иисусом Христом). В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.
Согласно преданию, когда мать Мухаммада была беременна, ей явился ангел и сказал: «Ты носишь под сердцем повелителя этого народа, и когда он родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы завистников; и назови его Мухаммад(достохвальный)».Предание также гласит, что еврейское сообщество узнало о рождение Мухаммада по движению звёзд, а христианское –от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь, существовавшую между тремя религиями. Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке- Хубал и ал- Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (севере Ирана).
Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама- реальное историческое лицо. Он был уроженицем Мекки- города в запалной части Аравийского полуострова.
ДетствоМухаммада было полно трагических событий. Его отец умер за несколько дней до его рождения; мать умерла, когда ему было шесть лет, а дед, взявший на себя заботу о нём после смерти матери, также через три года скончался. Но мальчик был тепло принят в семье дяди.
В юностиМухаммад был чист сердцем, и друзья очень любили его. Рано перенесённые страдания сделали его чутким к людям, и его характер был всегда дружелюбным и мягким. Когда он стал старше, его необычайное чувство чести, долга и верности снискало ему нмена «Верный» и «Надёжный».
Когда Мухаммад вырос, он стал погонщиком караванов. В двадцать пять лет он поступил на службу к богатой вдове по имени Хадия. Его мудрость и цельность характера всё больше нравилась ей, и через некоторое время они поженились. Хотя Хадия была на 15 лет старше Мухаммада, брак оказался удачным во всех отношениях. В тяжёлые времена, наступившие позже, Хадия не покидала его. « Бог, - говорит предание, - послал ему её в утешение, ибо она облегчила его ношу». Теперь Мухаммад был богатым, уважаемым горожанином Мекки и, казалось достиг, своей цели в жизни. Но, однако, Мухаммад не находил себе покоя; всё больше он отходил от дел и семейных, забот и искал убежище в пустыне. Именно там случилось событие, перевернувшее его жизнь и повлиявшее на всю мировую историю.
б) Доисламская эпоха.
Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, в области Хиджас. По побережью Красного моря через Хиджас проходил древний караванный путь. Главным городом в этом районе была Мекка, процветающий торговый и религиозный центр арабского мира. Однако в шестом веке он находился в политическом тупике, и развал власти обострил всеобщий хаос. И именно в этом варварском мире и в это тяжёлое время родился Мухаммад. Жизнь в пустыне всегда была тяжёлой. Бедуины- жители пустыни- не имели почти никаких отношений с внешнем миром. Материальных благ не хватвло, а благодаря воинственному характеру племён, грабёж и разбой были вполне обычным делом. Кровная вражда часто длилась на протяжении многих десятилетий. В городе были нередки пьяные оргии, кончавшиеся кровавыми ссорами. Игорные притоны были открыты день и ночь, и полуобнажённые девушки – танцовщицы распаляли страсть игроков.
Во время джахилийи– так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, - в Мекке устраивались большие ярмарки. В святилеще Кааба («куб») и на запретной территории («харам») нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь, ибо всё Это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племён, так как главной религией был политеизм, то есть поклонение множеству богов, олицетворявших ужасы пустыни. Хотя нет никаких свидетельств того, что эти боги вызывали у людей истинное религиозное чувство, и тем более стремление к нравственности. Каждое арабское племя поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу. Считалось, что оскорбивший языческое божество заболеет проказой или лишится рассудка.
В центре языческой Каабы стоял Хубал; древние арабы чтили это божество племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя. Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из сердолика ( золото заменило некогда отбитую каменную руку). За пределами Каабы были и другие идолы, олицетворявшие Хубала. Большинство из них представляли собой бесформенные камни.
Находившийся с древних времён в Каабе чёрный камень ( по мнению учёных, имевший метеоритное происхождение) олицетворял небесную силу Хубала. Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества. Ритуфл заключался в принесение жертв и гадании перед бетилами. Арабы- язычники обходили вокруг этих идолов, касаясь их руками и как бы получая от них божественную силу. По преданию, до утверждения ислама в Каабе насчитывалось более 300 бетилов. Жители Мекки перед битвой гадали на стрелах у статуи Хубала, а с собой везли на особом верблюде под расписным балдахином небольшой каменный бетил, подобный стоявшим в святилище Каабы. Считалось, что в трудную минуту сражения идол должен оказать покровительство «своим» воинам.
Поблизости в Мекки, в местечке Нахла, находилось святилище общеаравийской богини ал – Узза. Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а также ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из существовавших религиозных общин себя не причислявшие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах.
в) Религиозный поиск.
К началу проповеди Мухаммада в Аравии сложилась система межплеменных соглашений, поделивших всё население на три большие группы: хумс, тилла и тулс. Союз хумс составляли племена, признающие неприкосновенность Мекки и обеспечивающие её нейтралитет как общего святилища; они следили за беспрепятственностью прохода караванов торговцев и паломников в Мекку и обратно
Союз тиллаОбъединял племена Внутренней Аравии, не входившие в хумс и отличавшиеся ритуалом Хаджжа (поломничество) и прочими установлениями. Союз тулсобразовали племена Южной Аравии, давно сложившиеся в особую культурную группу, в жизни которой было особенно заметно влияние иудаизма и христианства.
Благополучный брак дал Мухаммаду радость отцовства и обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на протяжение многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами всё крепло и, наконец оформилось убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры.
Неподалёку от Мекки в пустыне была большая скала- гора Хира, в которой находилась пещера. В поисках одиночества и места, где он мог бы глубоко размышлять о тайнах добра и зла, Мухаммад всё чаще стал удаляться в эту пещеру. Он не мог принять образа жизни болшинства своих соотечественников и искал более высоких идеалов.
Так как в то время в Каабе находились многочичленные идолы разных богов, а также Аллах был среди них наиболее величественным, то Мухаммад постепенно пришёл к убеждениям, что Аллах существует так же, как существует жизнь, смерть и созданная Им Вселенная, и что Его суть отражена уже в самом имени: Бог, один- единственный, не имеющих равных.Вскоре из пещеры в горе должна была прозвучать самая знаменитая фраза, произнесённая когда- либо по- арабски: «Ла иль-ла иль-Алла!»-Нет Бога кроме Аллаха!
Однажды ночью Мухаммад, погружённый в глубокое созерцание, услышал голос, повелевший ему: «Читай!» «Я не умеючитать!»-в ужасе ответил Мухаммад. Но снова послышался голос и во второй раз повелел ему читать:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--