Курсовая работа: Использование биографического метода в социальной работе.
Тема: Использование биографического метода в социальной работе
Содержание
Введение
1. Сущность биографического метода.
2. Метод генеалогического исследования семьи в практике социальной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Россия в последнем десятилетии ХХ века во многом заново открыла для себя социологическое образование. Открытием стала и социальная работа во всех ее составляющих - научном обеспечении, образовании, практической деятельности. Осваивая свое историческое развитие, зарубежный опыт, российское общество выстраивает стратегию развития социальной сферы, культуры социальной жизни.
Для современного специалиста социальной работы, для всех тех, кто работает в учреждениях социальной сферы и управления сегодня стало особенно важным знания социологии и ее методы исследования. Именно социологические методы исследования помогают осуществлять помощь человеку, социальной группе, национально - этнической и др., нуждающихся в поддержке, имеющих те или иные проблемы. Социологические исследования в социальной работе опираются на достоверные знания, достоверные факты, полученные в ходе исследования.
Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социологические исследования исследуют, прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления. Это позволяет социальным работникам ориентироваться, то есть помогают помнить, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены.
Методы социологического исследования включают в себя эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос[1]
Целью данной работы является изучение биографического метода и его использование в практике социальной работы.
Задачи в соответствии с целью, предполагают:
теоретическое изучение биографического метода, его определение и истоки;
на основе генеалогического исследования рассмотреть способы его применения в практике социальной работы.
1. Сущность биографического метода
Биографические данные в социологических исследованиях - это основной источник детальных и мотивированных "историй" отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение " с точки зрения деятеля". Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.д.), либо материалы интервью и бесед.
Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события. Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т.п.
В 1920-40-х гг. биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Так, например, в 1920-е годы чикагский социолог К. Шоу изучая подростковую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейским и судебными документами, результатами медицинских освидетельствований и т.п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как "историю случая"[2]
Н. Дензи дал одно из самых популярных определений биографического метода (метода "историй жизни", "жизнеописаний"): "…Биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретирует эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая "истории случая" социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний". [3]
Различные виды биографического метода, такие как истории жизни, рассказы очевидцев, дневники, письма, исповеди, фотографии и т.п., дают возможность услышать реальные голоса людей и приблизить социологию к описанию жизненных путей вне формальных, табличных и прочих данных. Отсутствие жестких " количественных рамок" позволяет при глубинном методе историй жизни строить теоретические заключения, как на анализе отдельных случаев, так и на анализе общностей.
Метод жизненной истории чаще всего оказывается своеобразной разновидностью глубинного интервью и потому несет в себе все недостатки подобного социологического исследования.
Только ренифицированные, овеществленные свидетельства жизненных биографий, не предназначавшиеся для исследования, могут служить более надежным источником для анализа жизненных путей, чем материалы опросов.
Опыт показывает, что подлинные жизненные истории складываются, если приобретают форму эпического романа и рассказчику удается в разных контекстах придерживаться общей модели. Непрерывность рассказа и прерывность жизненной линии лучше всего сосуществует в форме беллетризованного повествования.
Сообщая о своем жизненном пути, человек избавляется от неудобной жизненной ситуации, изживает неприятности.
Таким образом, история жизни возникает, видимо, как результат экзистенциональных трудностей. [4]
Нельзя забывать, что история жизни рождается из взаимодействия двух усилий - из результата воспоминаний рассказчика о своем детстве, этом введении в основную историю жизни, и из того, что существует в настоящем времени в рассказывании, что и создает историю жизни как повествовательную форму.
История жизни - это единственный материал, который может послужить основой исследования того, как индивид строит социальный образ самого себя, в результате жизненного взаимодействия нескольких сил. Начав со "вступительной сцены детства" до последнего момента помогает рассказчику найти единственную точку зрения на сменяющие друг друга этапы жизни - жизни, рассматриваемой как долгое путешествие. Побуждение рассказывать историю своей жизни возникает из ощущения, что такая длительность…находится под угрозой.
Принято различать три основных типа "историй жизни": полные тематические отредактированные. Полная "история жизни" в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта.
Выделяют следующие виды биографического интервью:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--