Курсовая работа: Исследование нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития
Оглавление
Введение
Глава 1. Состояние проблемы изучения нарушений письма у младших школьников с ЗПР
1.1Психофизиологическая структура процесса письма
1.2 Современные представления об этиологии, симптоматике и механизмах нарушения письма. Классификация дисграфии
1.3 Особенности нарушений письма у младших школьников с ЗПР
Глава 2. Исследование нарушений письма у младших школьников с ЗПР
2.1Цель, задачи и методы исследования
2.2Научно-теоретическое обоснование и содержание методики исследования
2.3 Заключение
Литература
Введение
Письменная речь представляет собой сложный вид психической деятельности, противопоставленный устной речи, формирующийся только в условиях целенаправленного обучения. Овладение письменной речью является важным и неотъемлемым условием для успешного усвоения программы по всем школьным предметам. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей, испытывающих трудности в усвоении программы по родному языку, что является одной из важнейших проблем обучения в школе.
Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема, о чем свидетельствуют работы Р.Д. Тригер (1972), В.И. Насоновой (1979), Е.А. Логиновой (1990), Р.И. Лалаевой (1992) и др.
При задержке психического развития, характеризующейся недоразвитием познавательной деятельности, нарушением формирования всех компонентов речевой системы в целом, дети испытывают значительные трудности в овладении такими важными умениями, как чтение и письмо, что приводит в дальнейшем к возникновению нарушений письма и чтения, и является одной из основных причин неуспеваемости в школе. В связи с этим очень важно своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская осложнения учебно-познавательной деятельности учащихся на последующих этапах обучения.
Таким образом, актуальность данной работы определяется значимостью трудностей овладения письменной речью младшими школьниками с задержкой психического развития для всего процесса овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Проблемой исследования является изучение нарушений письма у детей с задержкой психического развития для расширения представлений об особенностях этих процессов.
Объектом исследования является письмо младших школьников с задержкой психического развития, предметом исследования – нарушения письма у данной категории детей.
Необходимость решения указанной проблемы определила цель исследования – выявление особенностей нарушения письма у младших школьников с ЗПР.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
- изучить литературные данные о современном представлении формирования процессов письма и видах его нарушения;
- определить методику экспериментального исследования письма.
Научная новизна – результаты исследования позволят уточнить современные представления о симптоматике, механизмах и особенностях нарушений письма у детей с задержкой психического развития.
Проведение исследования позволит расширить и углубить научные представления о нарушениях письменной речи у детей с ЗПР, что и обусловливает теоретическую значимость данной работы.
Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты позволят выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути коррекции, направленные на нормализацию школьного обучения детей изучаемой категории.
Глава 1. Состояние проблемы изучения нарушений письма у младших школьников с ЗПР
1.1Психофизиологическая структура письма
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения, форма существования языка, изучается многими науками, такими как лингвистика, психолингвистика, нейропсихология, логопедия. Письменная речь, включающая процессы письма и чтения, является предметом и продуктом обучения, поскольку она не формируется вне обучения.
Письмо имеет много особенностей, одной из которых является его позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими высшими психическими функциями. Эта особенность представляет большой интерес в психологическом плане, в точки зрения ее роли и места в психической сфере, в формировании и взаимодействии ВПФ, с точки зрения нейропсихологических основ письма, возникновения и формирования письма.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--