Курсовая работа: Исследование отношений в семье
ВВЕДЕНИЕ
1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СЕМЬИ
1.1 Функции, структура и динамика семьи
1.2 Факторы стабильности брака
2. ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Причины, обуславливающие семейные нарушения
2.2 Методы исследования семейных отношений
2.3 Методы психотерапии и коррекции семейных отношений
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ СУПРУГОВ В СЕМЬЕ
3.1 Программа исследования
3.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь, эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи, а также к росту разводов и снижению уровня рождаемости.В связи с этим актуальность применения методов социальной психологии, для всесторонней диагностики и коррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье резко возрастает.
Цель данной работы – проанализировать применение методов социальной психологии в исследовании отношений в семье. На основании цели поставлены следующие задачи:
· дать определение понятию «семья»;
· выявить функции, структуру и динамику семьи;
· проанализировать термины совместимости и сработанности супругов;
· рассмотреть основные методы исследования и коррекции семейных отношений;
· провести исследования конкретных супружеских пар и сделать соответствующие выводы.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СЕМЬИ
1.1 Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социальную структуру общества, интегрирует его ценности.
Наиболее общим является понятие семьи, данное А.Б. Харчевым: «Семья есть связующее звено между физической жизнью и жизнью социального организма. Ее можно определить как группу родственников по браку, по крови или усыновлению, совместно проживающих, ведущих общее домашнее хозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными, а при наличии государства и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом»[1] .
Семья выступает как культурная общность – общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы и критерии стабильности брака[2] .
В настоящее время еще недостаточно полно разработана единая классификация и типология функций семьи. Так, Г.М. Свердлов и В.А. Рясенцев (1958) в качестве важнейших функций семьи называют функции продолжения рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи.
Э.К. Васильева (1981) в своих исследованиях рассматривает три группы функций семьи: хозяйственно-экономическую, генеративно-воспитательную, культурно-рекреационную. По мнению С.Д. Лаптенок (1967), важнейшими функциями семьи следует считать хозяйственно-бытовую, воспроизводства населения, организацию досуга своих членов, воспитательную.
Приведем наиболее часто встречающиеся семейные функции:
1. Воспитательная функция.
Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--