Курсовая работа: Исследование профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры
Факультет; дневного обучения
Специализация: Группа: 32 Преподаватель физической культуры
АБУБАКИРОВА
ФИРУЗА ШАВКАТОВНА
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ.
Курсовая работа
"Допустить к защите"
к.т.н.,доцент, зав.
кафедрой ТОФК
__________ Шемуратов.Ф.А.
"___"____________2001 г.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
______________ Имашев А.М.
Набережные Челны - 2002
В В Е Д Е Н И Е......................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.................................................... 5
1.1.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ....................................................................................................................................... 5
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................................................................. 6
1.3. СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ................................................................................................................................................. 9
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................. 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................... 19
В В Е Д Е Н И Е
Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе образования - важнейшая функция существования и развития человеческого общества (1). Важное место в системе подготовки высококвалифицированных кадров исследователи отводят профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием. От нее зависит воспитание всего подрастающего поколения. Важнейшим звеном системы обшепедагогической профессиональной подготовки учителя является педагогическая практика. Она является связующим звеном между теоретическим обучением будущих учителей и практической деятельностью молодого специалиста. А так как ВУЗ является последней инстанцией перед вступлением будущего специалиста-педагога на самостоятельный профессиональный путь, то важность профессионально-практической подготовки его в стенах института трудно переоценить. Поэтому среди проблем подготовки ФК-педагогических кадров в ВУЗе со значительной остротой выделяется ПРОБЛЕМА их профессиональной подготовки.
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования этой проблемы заключается в ряде положений. Ее социальный смысл связан с общим курсом страны на более интенсивное, ускоренное развитие нашего общества и большой значимости труда педагога-профессионала в деле образования подрастающей смены, с ликвидацией педагогических и экономических "издержек" общества на длительную адоптацию начинающего специалиста к условиям самостоятельной педагогической деятельности.
Практико-педагогический вес указанной проблемы заключен в полноценном обеспечении роста профессиональной готовности специалистов по ФК в стенах ВУЗа, эффективном формировании профессионально значимых знаний, умении и навыков в период обучения в институте, которые лежат не только в основе успешного овладения знаниями, но и в основе профессионально-практической подготовки к будущей педагогической профессии, определяют критерии достижения образовательно-воспитательных целей и задач подготовки будущего специалиста.
Важность решения поставленной проблемы исходит и из того, что возрастает роль личности специалиста, его профессиональной готовности в период рыночных отношений и гуманизации во всех сферах деятельности людей. Быстрые темпы развития науки и техники, рост потока научной информации, увеличение возможностей повышения общей культуры, развития духовных потребностей позволяет углубить, актуализировать деятельностную активность, самостоятельность личности, реализовать ее творческий потенциал. Требование же улучшать работу по подготовке кадров в практическом аспекте было и остается важным и актуальным во все времена.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ данного исследования заключается в выявлении реального состояния профессиональной готовности будущего учителя по ФК на всех этапах его становления в условиях ВУЗа.
ОБЪЕКТОМ нашего исследования являются студенты КамГИФК в городе Набережные Челны, подвергающиеся исследованию в 2000-2001 и в 2001-2002 учебных годах.
ПРЕДМЕТОМ нашего исследования стали уровни сформированности ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ-НАВЫКОВ (ЗУН) ОСНОВНЫХ ПЕДАГОГЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ОПФ) у будущих учителей по физической культуре (БУФК).
ЦЕЛЬЮ нашей работы является исследование характера и структуры профессиональной готовности БУФК по оценке экспертов (преподавателей высшей физкультурно-педагогической школы).
ГИПОТЕЗА, лежащая в основе нашего исследования, заключается в следующем научном предположении: если провести диагностический срез по состоянию отработанности ЗУН ОПФ у БУФК, то можно получить результаты, характеризующие профессиональную готовность БУФК.
Из поставленных гипотезы и цели вытекают следующие ЗАДАЧИ:
1. изучить литературные источники;
2. выявить профессиональную готовность БУФК;
3. охарактеризовать динамику изменения профессиональной готовности и ее составляющих.
МЕТОДЫ исследования:
- анализ литературы;
- анкетирование;
- математическая статистика.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Вопросы профессиональной подготовки БУФК изучаются такими современными педагогами как О.А. Абдуллина, Н.Н.Згрязкина, В. П.Беспалько, Ю.Г.Татур, Н.В.Кухарев, Г.В. Степанова, М.М.Рыбокова, И.А.Бутенка, М.М.Боген, А.А.Полякова, и многими другими. В работах этих и других авторов, в частности отмечается, что современное состояние подготовки педагогических кадров в ВУЗах страны, глубина и темпы преобразований в высшей школе не отвечают потребностям общества на нынешнем этапе его развития. В них вскрываются диалектическое противоречие между достижениями высшей школы и ее возможностями и потребностями общества в ней в этот период, разрешение которого является главной задачей вузовской педагогики.
Исследователь подготовки педагогов О.А.Абдулина пишет: "главным недостатком подготовки нынешних выпускников является разрыв между теоретическими знаниями и навыками их практического использования, отсюда слабое владение практическими умениями и навыками" (1,с.75).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--