Курсовая работа: Источники административного и финансового права

Введение

В теории права проблематика источников не является совершенно новой. Однако в недавнем прошлом она связывалась исключительно с нормативными правовыми актами. В современных условиях финансовое и административное право и, соответственно, их источники стали развиваться особенно активно.

Прежде всего, появилось большое число новых и отменено много устаревших нормативных актов. Существуют конкретные причины, обусловливающие необходимость научного исследования проблемы источников финансового и административного права.

Во-первых, несмотря на то, что проблема источников права всегда была в сфере научных интересов ученых, сегодня отсутствуют какие-либо комплексные исследования данного вопроса в области права. В результате финансовое и административное право не имеют системных и глубоких подходов к анализу существующего теоретического и нормативного материала. Таким образом, возникает острая необходимость в изучении структуры финансового и административного законодательства, сущности актов, общих особенностей системы источников права. Это даст возможность проанализировать и уяснить свойства ныне действующих нормативных актов, указать пути дальнейшего совершенствования законодательства.

Во-вторых, необходимость комплексного исследования источников финансового и административного права вызывается потребностями как законодательной, так и правоприменительной практики. Разработка основополагающих вопросов по проблеме источников права способна повысить эффективность законодательной и правоприменительной деятельности. Следует отметить, что в отношении правоприменительной практики (в частности судебной) сейчас существует множество неясностей и противоречий. Связано это с существующими пробелами в финансовом и административном законодательстве, с компетенцией судебных органов по устранению имеющихся пробелов и образованию судебной практики. Как раз формированию подобных представлений и должно служить их теоретическое рассмотрение.

Актуальность темы обуславливает цель работы – комплексное исследование нормативных финансово-правовых и административных актов для определения значения, сущности, места и их роли в системе источников права Российской Федерации; анализ возможности, целесообразности, допустимости использования судебного прецедента и нормативного договора как новых источников права. Для достижения названной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть понятие источников административного и финансового права;

2) дать характеристику нормативных финансово-правовых и административных актов, выступающих в качестве источников финансового права.

1. Источники административного права

1.1 Характеристика и классификация источников административного права

Под источниками административного права следует понимать формы выражения содержание норм административного права. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.

Особенностью отрасли административного права является разнообразие и множество источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Вследствие этого все источники административного права необходимо классифицировать по определенным основаниям.

Существует значительное количество юридических норм, которые можно отнести к чисто административно-правовым источникам. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

Одной из самых распространенных и значимых классификаций нормативно-правовых актов является разделение их по юридической силе. По данному основанию все источники административного права можно разделить на:

I. Законодательные акты

II. Подзаконные нормативно-правовые акты.

Законодательные акты.

1. Нормы права, действующие на федеральном уровне. К ним относятся:

· Международные договоры.

Конституцией Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, международные договоры России как источники административного права, имеют высшую юридическую силу.

· Конституция РФ.

· Федеральные конституционные законы. Например, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

· Федеральные законы. В этой категории источников административного права основным, без сомнения, следует считать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

· Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству.

2. Нормы права, действующие на уровне субъектов федерации. К ним относятся:

· Конституции, уставы субъектов Федерации;

· Законы субъектов Федерации. Примером законодательного акта, являющегося источником административного права на уровне субъекта Российской Федерации может служить закон Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения».

Подзаконные акты.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 207
Бесплатно скачать Курсовая работа: Источники административного и финансового права