Курсовая работа: История евреев и еврейского образования в Беларуси
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
1.1 Историография
1.2 Источники
2. ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ И ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ ДО КОНЦА XIX в
2.1 История евреев и еврейского образования в Беларуси
2.2 Политика царского правительства в отношении евреев. Еврейское образование в Беларуси во второй половине XIX в.
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
С образованием независимого белорусского государства и, как результат, ростом национального самосознания усилился интерес широкой общественности к историческому прошлому своей страны.
В последнее время вырос интерес со стороны широких кругов общественности республики и к истории евреев Беларуси, так как исследование истории белорусских евреев — это одновременно и исследование истории Беларуси, ее "белых пятен" [15, c. 3]. Изучение истории белорусских евреев также весьма важно для полноты нашего понимания особенностей исторического развития Беларуси, ее роли в мировой истории и культуре.
По словам Э.Г. Иоффе, самая актуальная проблема в современном изучении истории евреев Беларуси — это ликвидация большого количества "белых пятен" в исследовании разных периодов и разных вопросов этой истории [15, с. 1]. Это в полной мере относится и к вопросам развития образования евреев до конца XIX в. Вместе с тем, развитие образования евреев, его различные аспекты не нашли ещё достаточно полного освещения в национальной историографии.
Тема настоящей работы актуальна и потому, что история образования евреев в Беларуси изобилует интересными и полезными моментами, которые могут помочь в решении сегодняшних проблем образования белорусского и еврейского народов [1, с. 77].
Основная цель исследования - изучение образования евреев до конца XIX в. В соответствии с этой целью определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть политику российского самодержавия в отношении образования евреев до конца XIX в;
- рассмотреть развитие еврейского образования в Беларуси до конца XIX в;
- проанализировать, на примере женских гимназий общего образца в Беларуси до конца XIX в, деятельность Министерства просвещения Российской империи по «русификации» учащихся-евреев;
- охарактеризовать влияние деятельности движения по просвещению евреев на развитие образования евреев.
Объектом исследования является образование евреев до конца XIX в.
Предмет исследования – политика российских властей в отношении образования евреев до конца XIX в.
Для реализации поставленной цели использовались как общелогические (анализ, сравнение, обобщение), общенаучные (восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному), так и специально-исторические методы (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный).
Применение этих методов в совокупности позволило проанализировать развитие образования евреев до конца XIX в и условия влиявшие на него.
1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
самодержавие евреи русификация образование гимназия
1.1. Историография
Интенсивные исследования по истории евреев Беларуси относятся к последней четверти XIX в. С начала 90-х гг. XIX в. публикациями по еврейской истории активно занималась С.-Петербургская Историко-этнографическая комиссия при Обществе для распространения просвещения между евреями в России, преобразованная в 1908 г. в Еврейское историко-этнографическое общество. Выходили такие издания, как, например, «История евреев в России» Ю. И. Гессена (СПб., 1914) или учебное пособие “Краткая история евреев” С.М. Дубнова (СПб., 1912) [10], содержавшие отдельные сведения об истории и развитии образования евреев в Беларуси.
Из дореволюционных изданий по вопросам образования евреев можно отметить работу Л. М. Брамсона «К истории начального образования евреев в России» (СПб., 1896).
В 20-х гг. XX в. выявлением и сбором материалов по еврейской истории и культуре целенаправленно занимался Еврейский отдел Инбелкульта (1924-1928 гг., в 1928-1931 гг. Еврейский сектор Белорусской Академии наук). В архиве Еврейского сектора хранились многочисленные оригиналы и копии документов по традиционному еврейскому образованию, литературе на языке идиш и еврейскому искусству. Из всего комплекса материалов, хранившихся в архиве Еврейского сектора, была опубликована лишь незначительная часть. В 1931 г. Еврейский сектор был ликвидирован и на его базе создан Институт еврейской пролетарской культуры. С закрытием Института еврейской пролетарской культуры (1935) и Института национальных меньшинств (1936) и репрессированием большинства их сотрудников работа по выявлению изучению еврейской истории и культуры в Беларуси фактически полностью прекратилась. Такое положение дел сохранялось до конца 1980-х гг. [13, с. 1-2].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--