Курсовая работа: История Москвы

Москва начала XVII века представляла из себя великолепное зрелище. Кремль удивительно сочетался со строениями остальной части города и был виден с большинства застав и улиц города, так как располагался в центре Москвы на высоком Боровицком холме над Москвой-рекой, за которой расстилалась низина Замоскворечья. Все основные радиальные улицы сходились к ее воротам. Поэтому перспективы московских улиц и до настоящего времени архитектурно замкнуты каким-либо строением Кремля: воротной башней, столпом Ивана Великого или шатром Покрова, что на рву (храма Василия Блаженного). Во всем величии панорама Кремля открывалась со Швивой горки, с подъема Пречистенки и из Замоскворечья. Силуэты крепостных башен Кремля были поддержаны крепостными башнями Китай-города, Царева (Белого) города и Скородома. По мере приближения от них к Кремлю число башен возрастало и высота их увеличивалась. Определенную роль здесь играл и московский рельеф, который еще усиливал выразительность силуэтов города; так как Спасские и Никольские ворота Кремля, а также Ильинские ворота Китай-города были построены на гребне Боровицкого холма; Тверские и Сретенские ворота Царева (Белого) города - на высоких буграх становой Московской возвышенности. В свою очередь, вертикали кремлевскиих соборов и колокольни Ивана Великого отражались в соборах и колокольнях московских монастырей, расположенных в виде трех полуколец. Ближайшее к Кремлю северное полукольцо состояло из Алексеевского, Крестовоздвиженского, Никитского, Георгиевского, Златоустовского и Ивановского монастырей. Они стояли недалеко друг от друга, в гуще городской застройки. Их колокольни и соборы замыкали перспективу с соседних улиц и переулков. Вторая группа монастырей: Высоко-Петровский, Рождественский, Сретенский и, позднее, Страстной, размещалась вдоль северной части стены Белого города (ныне Бульварного кольца). При чем, Рождественский и Высоко-Петровский стояли друг против друга на высоких склонах речки Неглинной; Сретенский и более поздний Страстной монастырь располагались на высоких буграх. Третье полукольцо монастырей защищало Москву с юга. Монастыри-сторожи - Новодевичий, Ново-Спасский, Симонов, Андронников, Данилов, Донской были расположены вне города. Они были значительно больше городских монастырей, стояли на примерно равных расстояниях друг от друга и от стены Скородома и ожерельем миниатюрных городков окружали Москву и Кремль.

Патриарх Иов так говорит о зрелище, открывшемся перед Казы Гиреем в 1591 году с Воробьевых гор: "Оттуду же узре окаянный царь красоту и величество всего царствующего града, и великие каменноградные стены, и златом покровенные и пречюдно украшенные божественные церкви и царские великие досточудные двоекровные и трикровные палаты". Панорама средневековой Москвы была сказочно красива.

Стены Китай-города тех времен были красные кирпичные. Они оставались такими вплоть до правления царевны Софьи, которая велела их выбелить.

Земляной город называли также Скородомом - от лёгких, скорых построек. Стены его образовывали круг неправильной формы, охватывавший тогдашнюю Москву, и отделявший её от подмосковных слобод и сёл. По свидетельству одного из спутников германского посла Марка Воркоча, деревянные стены Скородома были очень толсты и имели множество башен, что придавало городу величественный и красивый вид, а их окружость представлялась французу Марджерету во времена Лжедмитрия большей, чем окружность стен Парижа.

Тогдашние скородомские москвичи жили общинами по слободам; там были например слободы: Плотники, Кречетники, Трубники, Сторожи, Воротники, Пушкари, Грачи (название происходит от кусков свинца, которыми стреляли), Толмачи, Яндовы (медная посуда), Бронники. Были там и общины национальные (в основном татарские), например Татарская слобода, Балчуг, Таганка, Ордынка, Наливки (где жили в основном выходцы с запада).

За пределами Земляного города располагалось тогдашнее Подмосковье - села, ставшие позже слободами - Напрудское, Елохово, Рубцово, Образцово и другие. Впоследствии они были обведены новым, более обширным концентрическим кругом - Камер-коллежским валом.

Древнейшие планы Москвы.

Первое упоминание картографического изображения Москвы

Несомненно, что красота Москвы побуждала наших предков к попыткам запечатлеть эту красоту в различных формах - картинах, гравюрах, картах. Да-да, первые карты Москвы представляли из себя настоящие произведения искусства, многие из которых были "открыты" заново современными исследователями российского средневековья.

Древнейшее упоминание в памятниках русской письменности о самом факте ведения картографических работ на Руси связано с созданием изображения именно Москвы. Знаменитый древнерусский писатель Епифаний Премудрый, автор "Жития Сергия Радонежского", в своем послании от 1415 года (единственный список которого сохранился в архиве Соловецкого монастыря) настоятелю Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу пишет об удивительно подробном настенном изображении Москвы во дворце князя Владимира Андреевича.

К сожалению, ни этого изображения, очевидно, созданного в самом конце XIV века, ни отечественных карт Москвы XV и XVI веков до нас не дошло. Все они погибли в пожарах или других трагических событиях нашей многострадальной истории. Наиболее древние картографические произведения на Москву отечественного производства датируются серединой XVII столетия, (т.е. после Смутного времени).

Самые первые планы Москвы (начиная с середины XVI) века дошли до настоящего времени лишь в зарубежных изданиях. Однако исследователи давно не сомневаются в том, что эти публикации выполнены на основе исчезнувших русских оригиналов рубежа XVI-XVII веков.

Дошедшие до наших дней ранние планы Москвы ученые связывают с той огромной картографической деятельностью, которая вслед за широкими градостроительными мероприятиями была предпринята правительством Бориса Годунова в конце XVI века и направлена на фиксацию владений Московского государства. Составление карт Древней Руси сопровождалось изготовлением планов наиболее важных городов и укрепленных мест для военно-административных и хозяйственных целей. Работа эта, видимо, носила систематический характер. Ее результатом стал "Большой чертеж" - сборник планов, к сожалению, не доживший до наших дней.

Сколько же существует картографических изображений Москвы?

Первые попытки ответить на этот вопрос и создания каталогов планов и карт Москвы датируются XVI-XVII вв. Тогда были созданы древнейшие отечественные картобиблиографические документы, так называемые описи или росписи чертежей. В 1861 г. известный славист, академик В.И.Ламанский впервые опубликовал сведения о наличии нескольких десятков картографических изображений Москвы, принадлежавших архиву Тайного приказа царя Алексея Михайловича. На сегодня выявлено и описано почти 200 русских географических чертежей только XVII в., охватывающих современную территорию Москвы. Интересно отметить, что в каталоге карт следующей эпохи отечественной картографии (" Карты, планы, чертежи, рисунки и гравюры собрания Петра 1 "), практически нет ни одного картографического изображения Москвы. В последующие столетия предпринимались неоднократные попытки издания каталогов карт, безусловно, лучшей работой такого типа по отношению к Москве является труд известного книговеда С.А.Клепикова - "Библиография печатных планов города Москвы XVI- XIX веков", вышедший из печати в 1956 г.. Каталог Клепикова содержит описания 242 карт Москвы, опубликованных до 1900 г.

За прошедшие 4 десятилетия исследователям удалось обнаружить много новых карт Москвы, в том числе даже XVII века, например, "Несвижский план Москвы 1611 г." и ряд других, более поздних.

Иностранные карты

Весьма важным источником картографической информации о нашем городе эпохи XVI-XVII веков являются карты иностранного производства. На сегодня известны 15 планов Москвы или ее частей той эпохи, опубликованные за рубежом теми авторами, которые, как правило, побывав в России, сумели добыть там необходимую информацию для будущего картосоставления. Почти все авторы этих карт иностранного производства хорошо известны, поэтому их карты обычно и различают, называют их по имени автора.

Поскольку всякая государственного значения работа при Годунове была централизована, то можно полагать, что известные в иностранных публикациях начала XVII века карта Руси и ранние планы Москвы и Кремля, изготовленные по русским оригиналам, по своему происхождению принадлежат к "Большому чертежу" или, во всяком случае, выполнялись одновременно с ним. В 1613 году (вероятно, в копиях) эти чертежи попали в Голландию и были изданы амстердамским картографом Гесселем Герритсом. Позднее они не раз переиздавались; наиболее известны издания И. Блеу, который в 1642 году издал "Новый атлас" - Театр Земного шара, или Новый Атлас, куда вошли картины и описания всех местностей (Theatrum orbis terrarum, sive Atlas novus, in quo tabulae et discriptiones omnium regionum, editae a Guilielmo si I. Blaeu Amsterdami, 1642), а в 1662 году переиздал в своей "Космографии". По-видимому, они стали основой почти для всех планов Москвы, издававшихся за рубежом в течение XVII века.

Есть основания считать, что голландские издатели планов старались точно передать характер русских подлинников. В таком случае подлинники конца XVI века отличались высоким профессиональным уровнем исполнения, поскольку даже известные нам поздние переиздания сохранили блеск уверенного мастерства авторов, хорошо знакомых с приемами аксонометрического чертежа и законами перспективы, умевших правильно скомпоновать чертеж и изящно его оформить.

Планы Исаака Массы (1606 г.)

Самой ранней публикацией видов Москвы за рубежом являются два плана Исаака Массы - голландского купца, жившего в Москве с 1601 по 1609 г. Планы, датируемый 1606 годом, были выполнены по его заказу русским художником и изданы в качестве приложения к его книге "Краткое известие о Московии начала XVII века". И. Масса выпустил также карту Руси, очень близкую к той, что была издана в 1613 году Гесселем Герритсом.

Планы Исаака Массы отличаются от более поздних иностранных карт. Можно предположить, что они выполнены по более ранним русским подлинникам, еще не известных ученым, которых русский картографический центр изготовил к началу XVII столетия не менее восьми вариантов.

Оба плана посвящены взятию Москвы поляками и вход в столицу Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I.

Первый план имеет правильную ориентировку на север, помещен в орнаментированную рамку. В верхней части рамки в виньетке вписано заглавие, под планом оставшийся незаполненным картуш. Москва показана в пределах современного Садового кольца, с захватом территорий на юге. Масштаб произвольный. В верхнем левом углу внутренней рамки - двухглавый орел. К югу от Серпуховских и Калужских ворот дано изображение передвижения войск.

Второй план ориентирован на юго-запад, масштаб произвольный, изображение частей города, стен, зданий дано с элементами перспективы. План захватывает окружающую Москву территорию, более всего на западе. Подробно показаны дороги, ведущие в Москву, нанесено изображение войск, продвигающихся на Москву.

Гравированный план из книги Сигизмунда Герберштейна "Необычайные московские истории". В литературе более принято название "Записки о московитских делах".

Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486-1566 гг.) посещал Москву в 1517 и 1526 годах. Его монография получила настолько широкое распространение и положительные отзывы, что в Западной Европе его называли "Колумбом России".

Датой первой публикации книги исследователи называют 1556 или 1544 год. Среди иллюстраций, прилагавшихся к ней, имелись и две карты: мелкомасштабное изображение европейской части России и крупномасштабное изображение Москвы, точнее Московского Кремля с надписью "Arx Moscowic" ("Замок Москвы").

Карта Герберштейна ориентирована на север. Надписи названий географических объектов отсутствуют, однако можно узнать изображение реки Москвы вдоль южной рамки с Москворецким мостом и реку Неглинную, огибающую Кремль. Масштаб плана - достаточно произвольный. Нанесены основные кремлевские каменные здания: Благовещенский, Успенский и Архангельский соборы, царские палаты и Чудов монастырь.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 1078
Бесплатно скачать Курсовая работа: История Москвы