Курсовая работа: Историк России, которого не было

В последние годы на прилавках книжных магазинов России все чаще и чаще стали появляться сочинения, на страницах которых самым радикальным образом опровергались те или иные положения исторической науки. При этом авторы этих книг обычно не утруждали себя продуманными аргументами или действительно научными доказательствами. Все строилось на сенсационности заявлений, бойкости пера и обвинениях ученых-историков в косности и склонности к догматизму. Историк Д.М. Володихин удачно назвал такие сочинения текстами, написанными в жанре "фольк-хистори".

Сейчас мир "фольк-хистори" до невозможности разросся и зажил своей отдельной жизнью. В нем существуют свои авторитеты, свои герои и свои гении. Одни авторы с уважением цитируют других, ссылки на одни "фольк-хисторические" труды перекочевывают в другие... Мир монстров живет полной жизнью, пародируя жизнь серьезной науки. А для независимого наблюдателя сообщество "фольк-хисториков" больше всего напоминает цирк. Шум, грохот, музыка (реклама в прессе)... У каждого из выступающих свое амплуа – вот тяжеловес и гиревик А. Фоменко ворочает целыми эпохами всемирной истории... А вот эквилибрист Э. Радзинский с проворством перелетает от одного колоритного эпизода в многострадальной Российской истории к другому... Есть и просто веселые "коверные", вроде Мурада Аджи...

Иногда среди артистов "Великого цирка фольк-хистори" попадаются и специалисты "широкого профиля". Например, Александр Александрович Бушков, автор книги "Россия, которой не было". Вообще-то, он не историк, а автор детективов, "король русского боевика", как утверждается в рекламе на обложке его сочинения. Эту книгу я настоятельно рекомендую прочитать историкам-специалистам. Хотя бы, потому, что она является текстом, в наибольшей степени приближающимся к "идеальной модели", своего рода "эталону" "фольк- хисторических" трудов. Как и герои жанра, в котором профессионально специализируется А.А. Бушков, он видимо, склонен к авантюрам. Шутка ли: берем – всю историю России, опровергаем – всю официальную историческую науку, используем один основной способ – уверяем читателя, что наши рассуждения опираются только на логику и проверенные источники. На самом же деле скрываем от него половину информации. Высший пилотаж! На деле же все обстоит по-другому. Не логикой и ссылками на проверенные источники оперирует Бушков, а использует традиционный для авторов "фольк-хистори" набор "методов". Здесь все "лучшее", к чему когда-либо прибегали авторы "фольк-хисторических" трудов – и хлесткое обругивание историков (типа "вы только посмотрите, какие дураки!"), и апелляции к здравому смыслу читателя, и псевдологические рассуждения, и так называемая "работа в режиме воды". (В последнем случае автор "вываливает" на страницы книги ворох несистематизированной информации, которую читающий не может толком "переварить", но которая создает впечатление широкой эрудированности пишущего и его углубленного знания предмета).

"Гвоздем" программы Бушкова является глава, в которой он утверждает, что никакого татаро-монгольского ига не было. В самом начале главы Александр Александрович выдвигает несколько тезисов:

"1. Никакие " монголы" не приходили на Русь из своих степей.

2. Татары представляют собой не пришельцев, а жителей Заволжья, обитавших по соседству с русскими задолго до пресловутого "нашествия".

3. То, что принято называть татаро-монгольским нашествием, на самом деле было борьбой потомков князя Всеволода Большое Гнездо (сына Ярослава и внука Александра) со своими соперниками-князьями за единоличную власть над Русью. Соответственно, под именами Чингисхана и Батыя как раз и выступают Ярослав с Александром Невским.

4. Мамай и Ахмат были не налетчиками-пришельцами, а знатными вельможами, согласно династическим связям русско-татарских родов имевшими права на великое княжение. Соответственно, " Мамаево побоище" и "стояние на Угре" - эпизоды не борьбы с иноземными агрессорами, а очередной гражданской войны на Руси.

5. Чтобы доказать истинность всего вышеперечисленного, нет нужды ставить с ног на голову имеющиеся у нас на сегодняшний день исторические источники. Достаточно перечитать многие русские летописи и труды ранних историков вдумчиво. Отсеять откровенно сказочные моменты и сделать логические выводы вместо того, чтобы бездумно принимать на веру официальную теорию, чья весомость заключается главным образом не в доказательности, а в том, что "классическая теория" просто- напросто устоялась за долгие века". (С.100)

В дальнейшем, по мере рассказа, изложенная схема дополняются еще более экзотическими "постулатами", типа того, что Россия - это Китай, а русские - это китайцы, (с. 179) или что этноним татары первоначально означал "вооруженную силу", "войско"(с. 253).

Теория сенсационная, но не особенно оригинальная. О тождественности Руси и Орды уже давно пишет А.Т. Фоменко. Может быть Александру Александровичу Бушкову удалось добыть новые доказательства? Или применить необычную методику? Внимательно погрузимся в текст "России, который не было" и будем вынуждены с прискорбием констатировать, что здесь никакой особенной новизной сочинение Бушкова не блещет. Зато некоторые приемы предшественников ему удалось довести до образцового исполнения.

Особенно хорошо у Бушкова получаются два фокуса. Первый - проиллюстрировать свои рассуждения не доказательством, а веселым рассказом, этакой исторической зарисовкой. Например такой, рисующий отношения хана Батыя и Александра Невского: "В юрту к свирепому татарскому хану (который, как нам внушают, ранее сжег город Козельск только за то, что покойный князь этого города убил пятнадцать лет назад монгольских послов) входит Александр Невский.

- А, Искандер! - хмыкает хан, почесывая спину. - Как доехал? Что там нового в моем улусе, на Руси?

- Да так, пустяки...- отвечает Невский.- Баскаков вот твоих побили... До смерти.

- Всех? - удивляется хан.

- Да пожалуй что, и всех...- пожимает плечами Невский.

- Копек-оглы, эшшек баласы! - в сердцах ругается хан на своем моавитянском языке.- Надо карательный отряд посылать. Эй, орда, на-конь!

- А стоит ли, великий хан? - почтительно настаивает Невский.- Все равно были те баскаки - бесермены заезжие, не твои татары, чай...

- И верно! - ошарашенно восклицает хан. - Что ж это я осерчал, дурак такой? Эй, орда, расседлывай! Мое величество погорячились... В самом деле, Искандер, за бесерменов и наказывать-то не стоит... У тебя, может, еще просьбы есть?

- Да вот не хотят мои русские рекрутов тебе в войско давать...

- Не хотят? И не надо! - машет рукой хан. - Подумаешь, безделица какая - рекруты...

Обойдусь, не первый раз. Эй, кто там! Несите кумыс, да зовите Зульфию с Фатимой, друг Искандер приехал, гулять будем" (С.203 ). Все! Тезис доказан. "Ну нельзя же всерьез верить в подобную идиотскую картинку..." А то, что картинка эта существовала только в воспаленном воображении А.А. Бушкова, об этом уже скромно умалчивается.

Второй "фокус", рассчитанный на невнимательность читателя – сказать, что в такой-то и такой-то книге есть многочисленные доказательства его взглядов, и отослать не к источнику, а... к еще одному "фольк-хисторическому" труду, типа книги А. Т. Фоменко и Г.В. Носовского "Империя" (с. 137, 166, 185 и т.п.).

Еще один прием – в зависимости от ситуации то с уважением цитировать автора, то называть его идиотом, надеясь, что читатель уже успел позабыть предыдущую ссылку. Так на протяжении всей главы происходит с трудами Л.Н. Гумилева, над академиком Яниным автор то посмеивается (с. 109), то утверждает, что он "прав на все сто" (с. 111). Историк Рашид ад-Дин, когда нужно на него сослаться, оказывается "современником "монгольских войн" (с. 113) (и это неверно), позже, когда его сведения необходимо опровергнуть, оказывается историком позднейшего времени (с. 282) (и это правильно). И так со всеми! Иногда. Правда, у Бушкова происходят почти анекдотические "сбои" - в одном месте историк Ю.А. Мацык, которого пока автор цитирует уважительно, оказывается "доктором исторических наук" (с. 107), а в другом, где Бушков его критикует – только "кандидатом" (с. 133).

Есть, конечно, и непогрешимые авторитеты. Кто? Догадались? Правильно! Конечно, это корифеи "фольк-хисторического" дела Фоменко "со товарыщи" и сам "застрельщик" операции по пересмотру всемирной истории Н.А. Морозов. (Бушков уважительно именует его "известным ученым", не обращая внимания не реальную судьбу и труды этого бывшего народовольца- террориста, не имевшего никакого отношения к науке).

Еще один "метод" – обязательное для сочинений "фольк-хисториков" – ссылка на ЭВМ! Дескать, все просчитано: "Совсем недавно астрономические расчеты Морозова были проверены с использованием современных ЭВМ группой математиков Московского государственного университета под руководством академика Фоменко" (с. 193) Только очень несведущий в информатике человек может удовольствоваться подобным голословным утверждением. Почему? Отвлекусь на минуту от Фоменко и приведу только одну фразу из рецензии филологов Л.З. Аксеновой (Сова) и Е.В. Вертель на компьютерное доказательство шведского лингвиста Й. Хьетсо, что Шолохов действительно является автором "Тихого Дона": "К сожалению, существует широко распространенное мнение, что ЭВМ не ошибаются и результаты, полученные с помощью ЭВМ, заведомо истинны. В действительности все обстоит гораздо сложнее. ЭВМ, безупречно выполняя великое множество арифметических и логических операций, в большинстве случаев бессильна перед неверной или неполной информацией, ошибками алгоритма и собственно программы" . Существуют такие тонкости в области гуманитарного знания, где компьютер может быть только помощником, но ни как не выдавать истины в последней инстанции. Бушков позволяет себе этого не замечать, что еще раз доказывает его крайний непрофессионализм.

Прибегает автор и к сознательному оглупление противника. Например, уже очень давно ни один серьезный ученый не представляет монголов как бессмысленную неорганизованную толпу или монголо-татарское иго, как рабство, при котором в каждой деревне был баскак, по праздникам, а то и в будний день пивший кровь народа и отнимавший последнее. Такая картинка вообще-то существовала только в плохих публицистических статьях, да в книгах В. Чивилихина. (Его, между прочим, автор тоже то с сочувствием цитирует, то высмеивает. О самой возможности использования хоть каких-то сведений из чивилихинской "Памяти" в книге, претендующей на серьезное осмысление прошлого, говорить не приходится). А Александр Бушков именно в форме подобной карикатуры изображает взгляды современных историков. Причем свои высказывания он делает в невыносимо хамском тоне, возможно, считая, что так его пассажи будут более понятны современному читателю: "Историки предлагают нам в это поверить? Что ж, тем хуже для историков... Если вы не хотите, чтобы вас называли идиотом, не совершайте идиотских поступков - старая житейская истина. Так что сторонники "классической" версии сами нарываются на оскорбления" (с. 125); "И по-прежнему наши фундаменталисты топчутся в этом унылом заколдованном круге, не в силах шагу сделать за его пределы... Поскольку круг этот - в их мозгах" (с. 178); "Наша реконструкция событий хороша хотя бы тем, что не усматривает в прошлом столь несметного скопления идиотов, какое расплодили сторонники "классической" версии" (с. 253).

Или, например, Бушков приписывает современным историкам мнение о "неисчислимых ордах" Чингис-хана и, действительно, вполне закономерно вопрошает – откуда в Монголии взялось такое количество народа? (с. 174, 178) Он пишет: "Сколько было "монголо-татар"? В самом деле, сколько их пришло на Русь? Начнем выяснять. Российские дореволюционные источники упоминают о "полумиллионной монгольской армии". Отнюдь небесталанный писатель В. Ян, автор знаменитой трилогии "Чингиз-хан", "Батый", "К последнему морю", называет чуточку меньшее число – четыреста тысяч. Простите за резкость, но и первая, и вторая цифра – бред собачий." (с. 114) Что за удивительные "дореволюционные источники"!? (Бушков, ко всему прочему, еще и не понимают разницы между "историческим источником" и "историческим исследованием"). Зачем всерьез ссылаться на беллетриста В.Г. Яна? Существуют вполне объективные подсчеты численности монгольской армии, сделанные специалистами. Историк Эренжен Хара-Даван пишет: "Малочисленное население даже объединенной Монголии ни в каком случае не могло выставить более двухсот тысяч человек... Это максимальная численность монгольской армии, достигнутая в царствование Чингис-хана. К моменту его смерти в рядах армии числилось всего около 130 тысяч человек. Это количество можно считать максимальным напряжением всего монгольского народа, который при Чингис-хане насчитывал не более одного миллиона душ" . Вот объективный взгляд, закрепившийся в исторической литературе. А господин Бушков, не обращая на существующее положение вещей внимания, рассказывает нам о "собачьем бреде" и "ученых-идиотах".

Некоторые приемы выглядят посолиднее. На них и остановимся поподробнее, попутно ознакомившись с аргументацией автора .

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 137
Бесплатно скачать Курсовая работа: Историк России, которого не было