Курсовая работа: Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период
Курсовая работа
студентки 4 курса 44 группы
Краевой Аллы Сергеевны
Научный руководитель:
ст. преподаватель Э.В.Самарина
Рязань 2006
Содержание
Введение
Глава 1 . Теоретический анализ проблемы невротических реакций у студентов
1.1 Общая характеристика невротических реакций
1.3 Особенности проявления невротических реакций у студентов
Глава 2 . Эмпирическое исследование специфических проявлений невротических реакций у студентов в сессионный период
2.1 Этапы и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации и основы психокоррекционной и профилактической работы со студентами
Заключение
Приложение
Введение
На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических расстройств среди студентов. В современных условиях получение образования в высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима. Напряженный ритм жизни располагает к невротическим реакциям, психогенные расстройствам, вызываемым конфликтами, ссорами между людьми, одиночеством, страхом, пережитыми страшными или печальными событиями, а также разнообразными заболеваниями.
Отсутствие резервов психического и физического здоровья, высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх может привести к развитию у студентов невротических реакций. Согласно литературным данным, невротические реакции преимущественно сопровождается тревожными и депрессивными расстройствами.
Провалы на экзаменах, плохая адаптация к учебному процессу, онфликты с преподавателями и сокурсниками, отставание в учебе достоверно часто сопровождаются симптоматикой тревожного и тревожно-депрессивного плана (включая психовегетативные корреляты тревоги), аффективно насыщенными поведенческими реакциями в ситуациях фрустрации и психоэмоционального стресса, выраженной симптоматикой дисфункций сердечно-сосудистой и пищеварительной и др. систем.
Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с большой психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания, а у ряда студентов и к новым условиям проживания и общения с окружающими.
У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения. На первом курсе происходит изменение социальной роли обучаемого, корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость более гибко регулировать своё поведение, приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе; иногородним — обустраивать быт.
Студенты вузов испытывают интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории.
В связи с этим в последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам невротичности, тревожности, депрессивности, эмоциональной и психической напряженности и стресса.
Вышеизложенное определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования явились невротические реакции у студентов факультета педагогики и психологии РГУ им. Есенина на различных этапах обучения в сессионный период. Субъект исследования - 50 студентов первого и четвертого курсов факультета педагогики и психологии РГУ им. Есенина.
Предмет исследования - специфические особенности проявления невротических реакций у студентов.
Гипотеза исследования: в сессионный период обучения студенты первого курса более подвержены невротическим реакциям, чем студенты четвертого курса.
Основной целью данной курсовой работы явилось изучение невротических реакций у студентов на разных этапах обучения. Исходя из цели, поставлены следующие задачи :
1) теоретический анализ проблемы НЕВРОТИЧЕСКИХ реакций и причин их возникновения;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--