Курсовая работа: Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Введение

Глава 1.Изучение эпических произведений в школе

1.1. Специфика эпоса

1.2.Вступительные занятия

1.3.Зависимость анализа от рода и жанрапроизведения

1.4.Понятия теории литературы

1.5. Заключительные занятия

Глава 2. Особенности изучения повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

2.1.Вступительное занятие и чтение произведения

2.2. Анализ повести «Собачье сердце»

2.3.Заключительное занятие

2.4.Работа с литературоведческими понятиями: юмор, сатира, памфлет, фантастика.

Заключение

Литература

Введение

Актуальность работы заключается в том, что анализ эпического произведения с учетом его родовой и жанровой специфики позволяет познакомить учащихся с различными способами выражения авторской позиции, авторского отно­шения к миру и человеку, помогает более глубокому восприятию содержания и формы произведения, способствует развитию чита­тельских умений, пробуждает интерес к самому процессу анализа художественного текста.

Изучение произведений в соответствии с особен­ностями рода и жанра дает возможность учителю усилить воз­действие искусства на духовную сферу учащихся, выбрать такие сочетания методов и форм обучения, такие виды заданий, которые способствовали бы развитию познавательной и социальной активности школьников, их самостоятельности, овладению необходимым объемом умений.

Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.

Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний, — эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования в средней школе. Аккумулируя достижения научно-эстетической мысли и литературоведения, школьный анализ избирателен и вариативен по своей природе. Это доказано всем ходом развития методической науки.

При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами. Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.

Поэтому целью данной работы стало рассмотрение специфики преподавания повести М. А.Булгакова «Собачье сердце» в контексте исследований изучения эпических произведений.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- изучить методическую литературу;

- определить специфику анализа эпических произведений в школе;

- выявить особенности школьного изучения повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Работа состоит из введения, двух глав, заключении, литературы.

Глава 1.Изучение эпических произведений в школе

1.1. Специфика эпоса

Пушкин, равно гениально проявивший себя лириком, эпиком и драматургом, подчеркивал и в художественных произведениях, и в теоретических заметках специфику и закономерности каждо­го поэтического рода, даже если в произведении имело место проникновение их друг в друга. Так, например, в стихотворение «Осень», необычно пространное для лирики, входит, кажется, все безграничное разнообразие объективного мира, характерное для эпоса. Однако впечатления внешнего мира, «привычки бы­тия» схватывает и перерабатывает «своенравная мечта» поэта, которая господствует в лирическом стихотворении, определяя его поэтическое содержание, пафос, движение лирической интона­ции. Выражая и постигая свой внутренний мир, лирический поэт только через себя выражает жизнь всеобщую, человека и время.

Иная закономерность господствует в произведении эпическом. В романе «Евгений Онегин», при всем своеобразии его жанра («не роман, а роман в стихах—дьявольская разница») с отчет­ливо ощутимым лирическим началом, поэт-лирик уже не может безраздельно господствовать в эпическом повествовании. По мере развития «романа героев», их самостоятельной, как бы «не за­висящей» от автора жизни, Пушкин осознает необходимость подчинить творческую фантазию поэта самодвижению эпи­ческой музы:

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 378
Бесплатно скачать Курсовая работа: Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"