Курсовая работа: Качественный подход в социологии
Федеральное агентство по образованию
Волгодонский институт экономики, управления и права
(филиал) ФГОУ ВПО " ЮФУ"
Факультет социологии и политологии
Кафедра социологии и социальной работы
Качественный подход в социологическом исследовании:
основные характеристики
Курсовая работа студента 3 курса
очного отделения
факультета социологии и политологии
О.В. Федчук
Научный руководитель:
доцент, канд. педагог. наук
Н.Ф. Привалова
Волгодонск 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.. 3
Глава 1. Характеристика качественного подхода в исследовании социальных проблем.. 7
1.1. Сущность, предпосылки появления и история развития качественного подхода. 7
1.2. Основные методы, применяемые в рамках качественного подхода. 15
Глава 2. Исследование политической активности молодежи на основе метода фокус – групп. 24
2.1. Политическая активность молодежи как объект исследования. 24
2.2. Методика исследования политической активности студентов в г. Волгодонске. 29
2.3. Результаты эмпирического исследования. 30
Заключение.. 37
Список литературы... 39
Введение
К середине 60-х гг.20 века в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа.
К сегодняшнему дню ситуация в мировой и в отечественной социологии изменилась.
Количественные методы были подвергнуты критике, прежде всего из методологических соображений. Социологи разочаровались в способности макросоциологических теорий должным образом объяснить "человеческую сущность" социальных явлений и процессов.
Для современной социологии настал период гуманизации, переориентации от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию локальных сообщностей.
Актуальность исследования. Период радикальных социальных изменений, переживаемый современным российским обществом, остро поставил вопросы, связанные с осмыслением процессов, определяющих настоящее, будущее страны, поведенческие ориентации, ценностные предпочтения миллионов граждан. Немалая доля ожиданий и надежд населения связана с формированием новой системы общественных отношений, прежде всего отношений власти. Изучение политической активности граждан и в частности молодежи – одна из важных и актуальных проблем современности. В России в период трансформации экономической, политической и социальной сфер происходит переход к рыночной экономике, к демократизации общественной системы. Выборы политической власти определяют развитие общества, таким образом, абсентеизм молодежи приводит к постепенной деградации механизма формирования власти, необходимо изучить эти процессы, для того, чтобы предотвратить его полнейшее разрушение.
Поэтому особую актуальность приобретает обращение к молодежи, а в частности к студенчеству как к относительно автономной социальной группе. Студенчество - важный фактор в формировании общества и социального сознания. Роль студенчества противоречива: она конфликтна, так как студенчество является субъектом новой социальной деятельности, с другой стороны - студенчество может выступать и фактором стабильности, потому что импульсирует социальную солидарность и является референтной группой интеграции в обществе. [1]
Однако фиксирование и подробное описание структурных изменений, вызывающих трансформацию статусных позиций социальных групп, является необходимым, но недостаточным элементом социального анализа. Поэтому социоструктурный анализ статусных и политических позиций российской молодежи должен быть дополнен качественным анализом ее самосознания (с помощью качественных методов социологии), в котором выражено переживание кризисного состояния социума, и направлен на выявление субъектной позиции молодежи в обществе и политической сфере.
Степень разработанности проблемы. Развитие качественной социологии связывают с образованием Чикагской школы в 20-30-е гг.20 века - такими именами, как У. Томас и Ф, Знанецкнй, Р. Парк, Е. Бургес, Э. Богардус, П. Янг, К. Шоу и др. Метод объединения качественного и количественного подходов (триангуляция) рассматривался в работах Дензина и Лазарсфельда. Большой вклад внесли исследования повседневности А. Шюца (феноменологическая традиция), исследования П. Бергера, Т. Лукмана о субъективности социальной реальности, этнометодология Г. Гарфинкеля, опирающаяся на исследование смыслов (значения) поведения. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас,X. Блюмер) привнес в качественную социологию представление о языке. Студенчество, как особая социальная группа, стала объектом исследования российской социологической мысли в эпоху зарождения социологии. Социологическая мысль в лице Л Я Рубина, М.И. Руткевич, А В. Харчева, С.Н. Иконниковой, Ж.Т. Тощенко, В.Т. Лисовского внесла немалый вклад в исследование социальной и политической позиций студенчества. Острота и масштабность проблем включения молодежи в современные изменения в России и целесообразность социологического анализа динамики ее социокультурных ориентаций нашли свое отражение у И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, В. И, Чупрова и др. [2]
Объект исследования: основные характеристики качественного подхода.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--