Курсовая работа: Картина мира в России и Китае
Картина мира в России и Китае
Содержание
Введение
1. Реконструкция традиционного образа мира России и Китая до ХХ века
1.1 Основные черты традиционной картины мира России до ХХ века: мифологический, религиозный и эстетический аспекты
1.2 Характерные черты традиционного мировосприятия в художественной культуре Китая до ХХ века: религиозно-философские, мифологические и эстетические аспекты
2. Трансформация традиционной картины мира в художественной культуре России и Китая на начале ХХ века
2.1 Особенности мироощущения в культуре "Серебряного века" в России
2.2 Трансформация представлений о мире в культуре Китая в XVII-начале ХХ века
3. Россия и Китай в ХХ веке: некоторые моменты культурологического анализа
3.1 Художественной видение мира в культуре России ХХ века Советского периода
3.2 Основные черты художественного мышления в культуре Китая ХХ века
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Актуальность данного исследования выражается, прежде всего в том, что в нем освещаются современные нам процессе и события. Как известно, делать какие - либо философские, культурологические и эстетические обобщения в отношении недавнего прошлого сложнейшая, хотя и необходимая задача. Фактический, событийный материал огромен и переработать его достаточно сложная задача.
Задача ученого в этой области, обращающегося к культурологическому анализу - суметь найти то главное, что определяет всю культуру. Каковы доминирующие тенденции в современной нам культуре России и Китая - культуре 20 века - вот центральная тема данного исследования.
Эта тема актуальна еще и тем, что необходимо уже сегодня осмысливать пройденный нами путь в 20 веке. Ведь мы стоим перед ценностным выбором: что оставлять в прошлом, то есть что не допустимо повторять в дальнейшем, а что стоит взять с собой в будущее, как кладезь культурного опыта. Это относится в равной мере как к России так и Китаю. Кто забывает и слепо отвергает свою прошлое, тот остается без будущего.
В своих размышлениях В.Л. Солоухин пишет: "На востоке есть поговорка: Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелить в тебя из пушки."
Пожалуй, нельзя обойти внимаем еще один аспект актуальности данной работы. В ней разбираются вопросы культуры России и Китая - великого нашего соседа. Особенно актуален этот вопрос для нас дальневосточников. Китай сегодня - огромный культурологический активно влияющий на нашу жизнь фактор. Политические, экономические, демографические, идеологические процессы, которые происходят в Китае буквально напрямую, не только идейно и художественно, но и физически отражаются на жизни нашей страны, в первую очередь на социально - культурной ситуации Дальнего Востока.
Давно уже не секрет, что сегодня Россия испытывает значительное давление со стороны многих зарубежных культур, особенно религиозных идеологий. Высокая активность на территории России и Дальнего Востока в частности деятельности различных сект, популярность эзотерических и оккультных учений.
Огромный интерес к духовной и художественной практике Японии и Китая - яркое свидетельство необходимости изучать и глубоко исследовать особенности не только современного Китая, но и его истоков. Ведь, проникающая на нашу территорию культура родилась не сегодня. В основе великой китайской культуры глубокие корни всей китайской цивилизации. Поэтому мы будем рассматривать различные аспекты художественного и мифологического сознания человека китайской цивилизации.
Именно глубокое прошлое таит в себе множество ответов на положение человека в культуре и культуры в целом на современном этапе.
Почему Россия проявляет на первый взгляд такую беспечность, позволяя беспрепятственно и излишне тотально проникать китайской культуре в границы собственной? Эту проблему возможно разрешить через реконструкцию важнейших характеристик картин мира России.
В вопросе об истории исследования художественной культуры отметим наиболее значительные шаги в этом направлении за последние 100 лет.
В русской культуре значителен вклад исследователей древних основ славянской картин мира А.Н. Афанасьева, Б.А. Рыбакова, В.Я. Пролла, В.В. Колесова
Для характеристики русского менталитета в целом важны работы Н.А. Бердяева, Н.О. Лонского, Д.С. Лихачева, К.А. Касьяновой.
Для описания художественного мировосприятия человека русской культуры глубокими и всесторонними являются подходы В.В. Бычкова и В. Кандалова, который выразил концептуальный уровень последних лет.
Историю культуры "Серебренного века" целесообразно рассматривать с позиции Д. Сарабьянова и А. Эткинда.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--