Курсовая работа: Характеристики индивидуальных и возрастных особенностей школьников юношеского возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста

Глава 2. Методы педагогического исследования

2.1. Характеристика практических исследований

2.2. Характеристика теоретических исследований

2.3. Педагогический эксперимент

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

Важнейшую роль в формировании человека нового типа — члена развитого общества играет общеобразовательная школа, в которой школьники овладевают системой знаний, умений и навыков в области общественной культуры, приобретают многогранный опыт социально обусловленного поведения, реализуют разнообразные социальные роли в рамках, функционирующих на базе школы разнотипных коллективов. Формирование типа личности—совокупности тех ее свойств, которые являются особенно значимыми в условиях развитого социалистического общества, важнейшая задача советской школы. Решение ее во многом зависит от рационального использования воспитательных возможностей функционирующего на ее базе ученического коллектива. Функции ученического коллектива школы по отношению к своим членам детерминированы общей формулой воспитания, имеющего целью всестороннее развитие ребенка, теми требованиями общества, которые оно предъявляет к современной школе, и возможностями ученического коллектива как специфического инструмента воспитания.

Таким образом, изучение возрастных и индивидуальных особенностей школьников юношеского возраста является актуальной темой.

Изучение индивидуальных особенностей человека борет начало в основе индивидуальной психологии, одного из направлений глубинной психологии, основанное на учении А. Адлера. В отличие от психоанализа считала основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Адлер выделил в индивидуальной психологии реформистскую программу достижения в гармонии в человеке и обществе.

Объектом исследования выступают возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста. Предметом исследования являются различные методы научно-педагогического исследования возрастных и индивидуальных особенностей школьников, которые дают возможность получить определенную информацию, сделать конкретные выводы по специфике особенностей школьников в возрастном и индивидуальном плане.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть различные характеристики индивидуальных и возрастных особенностей школьников юношеского возраста.

Задачи данной курсовой работы:

· Изучить критерии индивидуальных и возрастных особенностей школьников

· Ознакомиться с основными методами научно-педагогического исследования

· Рассмотреть эксперимент и его основные характеристики как метода научно-педагогического исследования.


Глава 1. Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста

Воспитание и обучение в семье и школе направлено на то, чтобы новые поколения, усваивая общественно-исторический опыт, вместе с тем были подготовлены к объективно сложившимся требованиям, которые общество на его современном этапе и с учетом перспективы предъявляет к своим членам. Эти требования охватывают самые существенные стороны жизни и деятельности растущего поколения, его отношения к природе и культуре, к другим людям, оказывают воздействие на установки, и ценностные ориентации, на содержание и уровень умственного развития.

Обращенные к растущему человеку нормативы не рассчитаны обычно на какие-то его незаурядные данные. Они таковы, по крайней мере в школьном возрасте доступны всем детям, не имеющим отклонений в развитии. Лишь в дальнейшем, включаясь в жизнь общества, молодые люди разделяются по профессиям и при этом неизбежно встречаются со специфическими учебно-профессиональными нормативами, и здесь. Обнаруживается, что не каждый в состоянии добиться соответствия им.

Будучи членом того или иного коллектива, школьник воспринимает не только ту культуру, непосредственным носителем которой является данный коллектив. Через призму «своего коллектива» он воспринимает и те культурные ценности, которые находятся вне сферы его жизнедеятельности. В современной литературе подчеркивается роль коллективов в информационных процессах в жизни общества, характеризуется качественное своеобразие его воздействия на эти процессы.

Своеобразие процесса овладения интеллектуальной культурой в современных условиях заключается в том, что дети усваивают ее не только через систематическое образование, но и под влиянием непрерывного и нередко беспорядочного потока информации, ежедневно идущей через радио, телевидение, кино, периодическую печать и по-разному усваиваемой детьми.

Школьники, по сути дела, являются потребителями и носителями двух: типов интеллектуальной культуры: фундаментальной, т. е. определенной системы знаний, умений и навыков, прививаемой педагогами, и фрагментарной, стихийно усваиваемой с помощью средств массовой коммуникации и в свободном общении.

В поисках путей повышения эффективности организации учебного процесса, таких методов и приемов обучения школьников, которые побуждали бы их к активному усвоению фундаментальных знаний, нельзя не учитывать возможности коллективной организации познавательной деятельности по овладению системой духовных ценностей (включающей ценности, предусмотренные учебными программами, но несводимые к ним).

Проблема воспитания и развития является одной из важнейших методологических проблем курса педагогики. Объектом воспитания является растущий и развивающийся человек. На протяжении всей жизни происходит процесс его развития. Человек претерпевает различного рода физические и психические, количественные и качественные изменения. К физическим изменениям относятся рост и развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы. Психические изменения касаются прежде всего умственного развития, формирования психических черт личности и приобретения социальных качеств, нужных для жизни в обществе.

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним воздействиям относится прежде всего естественная и социальная среда и специальная целенаправленная деятельность педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для его участия в жизни общества, т. е. воспитание.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 170
Бесплатно скачать Курсовая работа: Характеристики индивидуальных и возрастных особенностей школьников юношеского возраста