Курсовая работа: Киберсоциология

Введение

Современная наука – это постоянно расширяющаяся сфера познания. Она молода, агрессивна и напориста. Её аппетиты растут по мере того, как к старым прибавляются новые. Количество наук, специализаций и отраслей превысило 2500. Их число увеличивается, чуть ли не каждый год, если не месяц. Не отстает и в этом познавательном марафоне и социология. Каких-нибудь 7–10 лет назад говорили о гендерной социологии как о совершенно новой отрасли. В конце XX начале ХХI века к ней добавились новые социологические направления и тематические области.

Социология, как и любая другая быстро развивающаяся наука, постоянно пополняется новыми тематическими ареалами, кластерами эмпирических исследований и отраслевыми направлениями. В последнее десятилетие активно формируется новая область научных исследований, получившая у разных авторов разное название: социологии Интернета, компьютерная социология, киберсоциология, виртуальная социология. В одном случае речь идет об одной и той же дисциплине под разными названиями, в других – о совершенно разных дисциплинах, имеющих вполне самостоятельное поле научного поиска и концептуальные средства осмысления.

Киберсоциология еще не так популярна, как некоторые другие виды социологии, следовательно актуальность ее в том что в данной курсовой я систематизирую основные данные которые связанны с киберсоциологией.

Можно сформулировать цель курсовой работы. Цель заключается в том, чтобы объяснить и показать основные направленности киберсоциологии. Исходя из этого, можно сформулировать задачи:

1. Описание каждой направленности, присутствующей в курсовой работе

2. Понимание того, в каких областях человеческой жизни они могут использоваться

3. Как киберсоциология может повлиять на жизнь людей

Данная курсовая работа может представлять интерес для студентов. Она может быть использована для систематизации собственных знаний, новых исследований. Также она будет опорой для моей следующей курсовой работы.
1. Основа
В результате социальной глобализации и интернационализации изменился характер самой научной деятельности, форм воспроизводства научного знания и коммуникации в сообществе. На базе сети Интернет в науке началось образование универсального информационного пространства, в рамках которого преодолеваются междисциплинарные разграничения внутри отдельных отраслей знания, складываются сетевые научные коллективы, протекает обмен научной информацией в профессиональных «виртуальных сообществах» (virtual communities, по терминологии западных исследователей). Социальная организация науки в условиях компьютерных коммуникаций трансформируется от более формальных устоявшихся иерархических институтов в сторону менее формальных «невидимых колледжей», или точнее «клик» (то есть научных сообществ, в которых преобладают неформальные коммуникации). Эти процессы не только способствуют становлению новых тем и областей исследования, но и превращаются в эффективное средство перераспределения власти в науке и трансэпистемических ресурсов.

Все это имеет непосредственное отношение к Киберсоциологии. Киберсоциология – неккомерческая мультидисциплинарная отрасль знаний, использующая технологии веб-дизайна и имеющая целью критический анализ проблем связанных с Интернетом, киберпространством, киберкультурой и жизнью интернет сообщества. Другие названия данной отрасли – интернет-социология, веб-социология, виртуальная социология. Социология киберпространства представлена такими темами, как виртуальные сообщества, гипертекстовая революция, постмодернизм и киберпространство, женщины в киберпространстве, секс и эротика в киберпространстве, виртуальная субъективность и фрагментация личности, компьютеры и будущее частной жизни, киберкапитализм и др.[1]

Сегодня это активно развивающаяся (но, к сожалению, главным образом за рубежом) дисциплина, в рамках которой функционируют международные симпозиумы и семинары, подготавливаются специалисты, созданы многочисленные учебные курсы, кафедры, исследовательские центры, издаются журналы, монографии, учебная литература.

Эта новая отрасль социологии использует достижения современных информационных технологий, прежде всего компьютерных, для эмпирического исследования социальных явлений, а теоретические подходы, концепции, методологи, созданные в социологической науке, для их анализа. Весьма успешно здесь применяются современные математические средства анализа и построения, в частности математическое моделирование, компьютерное моделирование для изучения социальных явлений. Данное направление получило название социальной симуляции (Social simulation), т.е. имитации реальных социальных событий и социальной динамики при помощи программных средств.

Компьютерная социология, как считает А.А. Давыдов, который провел специальный анализ состояния и уровня развития этой дисциплины за рубежом[2] , была создана для разработки и проверки социологических теорий, измерения различных социальных явлений, выявления принципов, законов и закономерностей строения и функционирования различных социальных явлений, процессов, социальных систем, прогнозирования социальных явлений и процессов, разработки рекомендаций по управлению различными социальными явлениями, процессами, социальными системами с использованием компьютерных моделей, предназначенных для проведения computer simulation (имитационного компьютерного моделирования)[3] .

Другой вариант восприятия этого термина, по моим наблюдениям и изучению материалов Интернета, заключается в том, что под компьютерной социологией понимают изучение молодежной аудитории, пользующейся компьютером, в том числе многочисленные сообщества данной направленности. Также, немаловажную роль уделяют, так называем, социальным интернет сетям (в данном контексте будем понимать как социальная сеть).

2. Социальные сети

Социальная сеть (англ. social network) – социальная структура состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Социальной сетью» также может называться услуга, способствующая образованию и поддержанию социальных кругов и сетей и работающая посредством Всемирной сети. Поддержание соц. сетей делается, например, автоматизацией распространения объявлений / оповещений вдоль установленных связей между людьми, интересующимися деятельностью один другого. Образованию новых связей помогают всевозможные базы личных данных и службы знакомств. Часто поддержка социальных сетей в какой-то мере включается в разнообразные виды услуг, где требуется заведение учётных записей, что позволяет систематически копить личные данные о пользователях. Особенно это относится к услугам, поддерживающим личное общение между пользователями. Пример – службы размещения блогов, блог-платформы.

Понятие «социальная сеть» родилось в 1954 году. Его автором стал английский социолог Джеймс Барнс, впервые упомянувший термин в своей работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Сама идея упорядочивания человеческого общества исходя из связей между личностями еще старше и уходит корнями в средневековую философию. Для практической реализации недоставало самого главного – математического аппарата, способного описать социальную структуру и связи в ней.

Среднестатистический офисный сотрудник приезжает на работу в девять часов утра, включает компьютер, заваривает чашку кофе. Вместе с утренней порцией кофеина еще семь-восемь лет назад начала появляться привычка просматривать утренние новости и читать почтовую рассылку. Сейчас к этим неотъемлемым интернетовским атрибутам офисного утра добавился еще один – просмотр сайтов из категории социальных сетей.

Несмотря на кажущуюся однозначность определения «интернет-проект «социальная сеть «», уже сейчас можно наблюдать эволюцию этого сложного и многогранного информационного объекта.

Начало социальным сетям в Рунете положил проект odnoklassniki.ru. В качестве объединяющего фактора, позволяющего отследить связь между людьми, было принято место учебы пользователя. Остальные категории, как то место работы или службы, занимают второстепенную позицию. Зарегистрированный в 2002 году сайт набрал популярность только через пять лет. В числе недостатков первых редакций проекта – медленный движок, постоянно возникавшие ошибки запросов, обрывы сессий, отсутствие стратегии продвижения ресурса. Все это не способствовало популярности проекта. Вплоть до 2005 года на сайте «жили» лишь энтузиасты, готовые пожертвовать качеством сервиса ради возможности написать электронное письмо бывшему школьному другу. Основную массу пользователей несовершенство сайта отпугивало. Как только программный код системы был модернизирован, а в рекламу ресурса были вложены серьезные средства – сразу же пошла отдача. На сегодняшний момент, по информации odnoklassniki.ru, в системе зарегистрировано 11 миллионов пользователей. В их число в любом случае входит некое количество фиктивных регистраций «для раскрутки» (можно взять допуск в 0,5–1 процента), но даже с учетом поправки конечная цифра впечатляет. Сейчас odnoklassniki.ru остается самым эффективным средством для поиска людей, дороги с которыми разошлись в тот или иной момент жизни.

В качестве второй ступени развития или, как сейчас популярно говорить, «социальной сети 2.0» представлен проект vkontakte.ru. Он считается вторым по популярности в Рунете, а по некоторым данным, даже оспаривающим у odnoklassniki.ru пальму первенства. Простое и запоминающееся доменное имя было зарегистрировано в октябре 2006 года. При этом vkontakte.ru позиционируется как ресурс для активных пользователей Интернета, в отличие от odnoklassniki.ru, где некоторая часть аккаунтов используется очень редко. Наверняка многие из вас регистрировали на сайте своих родителей или родственников старшего возраста по их просьбе «вдруг кто меня ищет». Как правило, такие учетные записи используются самое частое раз в неделю. Каковы выгодные отличия проекта vkontakte.ru? Почему он за короткое время сумел вырваться в лидеры Рунета по посещаемости? Рецепт успеха заключается в проанализированных чужих ошибках и в собственных находках.

Если попробовать визуально представить себе систему vkontakte.ru со всеми существующими между пользователями связями, то нашему воображению предстанет следующая картина. Представьте себе бесконечно большой по площади блокнот для записей со сколь угодно большим числом страниц. На обложке блокнота размечены N точек, каждая из которых поставлена в соответствие единственному человеку. При этом один человек может соответствовать только одной точке на плоскости. Каждой точке присвоен свой индекс, каждая страница блокнота пронумерована. Пробьем блокнот насквозь N иглами бесконечной длины. В результате мы получим набор страниц, на каждой из которых будет нанесена одна и та же структура точек с адресацией [индекс точки, номер страницы]. Эти точки – наши персоналии. Номер страницы единственным образом идентифицирует связующий фактор между личностями. На основании этого определения мы соединяем точки и получаем граф. На каждой странице он будет разным (так как определение связи всегда однозначно и не повторяется на страницах блокнота), но узлы останутся неизменными.

Расписанная подобным образом схема легко поддается математическому моделированию и последующему анализу. При этом запросы к совокупной базе данных могут варьироваться от поиска персоналии до сложных запросов на выборку, основанных на анализе нескольких графов из «блокнота».

Уже на этом этапе развития социальной сети довольно сложно перечислить все области применения собираемых в информационной системе данных, начиная от мониторинга настроений и заканчивая экономическими исследованиями. Все зависит только от того, как пронумерованы «страницы блокнота» и сколько их заполнено. А как показал опыт последних двух лет, люди сами готовы заполнять это бесконечное множество страниц.

Существует множество примеров использований социальных сетей, один из самых ярких – использование технологий социальных сетей в предвыборной кампании Барака Обамы, особенно успешным этот опыт оказался в штате Техас. Здесь более 100 тыс. нетизенов (неологизм от net и citizen) объединились на сайте www.my.barackobama.com, более известном как MyBO. Только за один месяц через посредство MyBO удалось собрать 55 млн долл. добровольных пожертвований в фонд избирательной кампании. Особенно эффективными оказались призывы к голосованию, адресованные от соседей соседям, до этой акции перевес был на стороне Хилари Клинтон, а после нее преимущество перешло к Обаме. Успех объясняется тем, что избирательный штаб сенатора от штата Иллинойс сделал на агитацию через сеть серьезную ставку.

Для разработки MyBO был привлечен Крис Хьюджес, один из сооснователей социального сервиса Facebook. В сети Обама уложил на лопатки всех, и идея MyBO может продолжить существование, влияя на весь стиль политической жизни США. Американские политологи и социологи сейчас активно обсуждают сетевой феномен Обамы; было бы любопытно узнать, к каким выводам придут российские политики и специалисты по выборным технологиям. А потенциал здесь огромен. Элементарный анализ посещаемости сайтов с использованием, например, такого средства, как alexa.com, показывает, что в мире верхние строчки в рейтинге занимают поисковые машины, энциклопедии, почтовые сервисы и сервисы социальных сетей. Отличие России состоит в том, что здесь сервисы социальных сетей пользуются еще большей популярностью, занимая самые верхние строки рейтингов, что заметно выше, чем то, что имеют их аналоги на Западе. Успех сервисов социальных сетей свидетельствует о том, что сеть превращается в принципиально новую коммуникационную среду, обладающую такими возможностями, о воздействии которых на общество пока сложно догадаться. Для сравнения можно сказать, что современная европейская культура сложилась под влиянием книгопечатания, но от момента изобретения печатного пресса до первых видимых изменений в обществе прошло более 150 лет. История сервисов социальных сетей насчитывает менее 15 лет, а история отечественных сервисов и того меньше, всего несколько лет. Не станем ли и мы свидетелями аналога «эффекта Обамы» и у себя, в 2012-м выборном году?

Из имеющихся книг о сетях наиболее интересной признана работа Альберта Ласло Барабаши «Связанность, новая наука о сетях» (Linked: The New Science of Networks). По своей основной специальности Барабаши – физик. Он подошел к изучению социальных сетей с естественнонаучных позиций. Барабаши настолько уверен в фундаментальной важности сетей и объясняет спецификой сетей такое множество явлений, что его сравнивают с Пифагором, который говорил «все есть число», Барабаши утверждает «все есть сеть». Его подход получил освещение во многих изданиях, начиная от научных журналов Nature, Science, Science News и популярных American Scientist, Discovery, National Geographic и New Scientist до газет New York Times, USA Today, Washington и Business Week. Этот исследователь давал интервью всем сколь либо значимым телевизионным и радиоканалам.

Барабаши построил свою систему взглядов, используя новые подходы к теории сетей и, в частности, разработанный им математический аппарат безмасштабных сетей (scale-free network). Использование термина безмасштабные сети нельзя признать удачным, масштабирование все-таки есть, но оно не ограничено. Новизна взглядов Барабаши заключается в том, что до него социальные сети считались случайными, а он показал, что эти сети имеют сложную внутреннюю структуру. В них есть узлы с меньшим числом связей, а есть с большим количеством связей; внутренняя инфраструктура определяет их свойства; сети могут складываться стихийно или под чьим-то управлением. Можно говорить о наличии иерархии узлов в сетях, сложившихся под влиянием естественных факторов. Иерархичность в устройстве сетей может стать объяснением некоторым эмпирическим законам, а также успехов таких вещей, как сетевой маркетинг, особенности распространения эпидемиологических заболеваний и многие другие феномены, наблюдаемые нами в жизни. Можно предположить, что преимуществами безмасштабных сетей, еще не ведая об их существовании, в свое время воспользовались большевики, когда засылали своих агитаторов в действующую армию. Эффективность этой пропагандистской сети была гораздо выше обычной линейной пропаганды других политических сил. На основании теории Барабаши можно даже объяснить евангельский тезис «Кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Евангелие от Луки, 8:18)».

Разумеется, только теорией Барбаши нельзя объяснить всю сложность социальных процессов. Имеется несколько новых направлений в изучении социальных систем, среди них геодемография – наука, пытающаяся найти закономерности развития на основе кластеризации общества. Изучать общество можно, например, используя стайное (не путать со стадным) поведение животных. От стада стая отличается тем, что является структурированной группой с распределением обязанностей между ее членами. [4]

3. Киберсоциализация

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 155
Бесплатно скачать Курсовая работа: Киберсоциология