Курсовая работа: Китай в 1945-1949 гг.
Китай Древняя, огромная, загадочная и многострадальная страна... Пять тысяч лет Китайской цивилизации, и всего чуть больше пятидесяти лет Китайской Народной Республике, рожденной революцией. Что предшествовало этому преобразованию? Как оно проходило в Великой стране?
Моя работа показывает не большой, но очень важный этап в истории Китая, а именно период с 1945 по 1949 года, период гражданской войны, завершившейся победой новых революционно настроенных сил. Не малую роль в этой победе надо отдать Советскому Союзу. По этому я рассматриваю советско-китайские отношения в комплексе, а не по отдельности.
Сама тема советско-китайских отношений очень интересна. И особенно интересен тот период, который я попытался осветить. Интересен он тем, что именно в это время отношение между народами Китая и СССР были самыми искренними. И это понятно – оба народа испытали ужасы Великой Отечественной войны, одни попали под зависимость Японии, другие под зависимость Германии, но оба вышли победителями.
Целью моей работы было показать отношения между Советским Союзом и Китаем, их положительные и отрицательные стороны.
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне и советско-китаиские отношения.
Война в Европе подходила к концу. Однако продолжал существовать второй центр агрессии – это Япония, которая, как известно, стремились к отторжению советского Дальнего Востока и Сибири. Поэтому Советский Союз не мог не принять участия в войне против Японии. Вопрос о вступлении СССР в войну был решен на конференции в Ялте 11 февраля 1945 г. специальным соглашением.
По вполне понятным причинам это соглашение сохранялось в секрете и было опубликовано лишь спустя год. В нем предусматривалось, что Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзных держав через 2—3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. Соглашение включало следующие условия:
1. Сохранение статус-кво Внешней Монголии (МНР).
2. Восстановление принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:
а) возвращение Советскому Союзу южной части острова Сахалин и всех прилегающих к ней островов;
б) интернационализация торгового порта Дальнего с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза и восстановление аренды на Порт-Артур, как на военно-морскую базу СССР;
в) совместная эксплуатация КВЖД и ЮМЖД, дающих выход на Дальний, на началах организации смешанного советско-китайского общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, имея при этом в виду, что Китай сохраняет в Манчжурии полный суверенитет.
3. Передача Советскому Союзу Курильских островов[1] [1].
В соглашении также указывалось, что «Главы правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией». Советское правительство выразило готовность заключить с китайским правительством договор о дружбе и союзе для оказания Китаю помощи своими вооруженными силами в борьбе против Японии.
5 апреля 1945 г. народный комиссар иностранных дел СССР заявил японскому послу в Москве Сато о денонсации советско-японского пакта о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. Это было встречено китайской общественностью с большим удовлетворением. Она понимала, что денонсация договора была серьезным морально-политическим ударом по японским захватчикам, оккупировавшим значительную часть территории Китая, что вступление СССР в войну поможет сократить ее сроки, спасет миллионы человеческих жизней.
Однако гоминдановское правительство не радовал этот акт правительства СССР. Все предыдущие годы чанкайшисты ратовали за войну. Но как они представляли ее? Советский Союз сражается на два фронта; война ведется на советской территории, и СССР терпит поражение. Когда же Советский Союз вышел победителем и было ясно, что война против Японии будет вестись на китайской территории, оккупированной японскими захватчиками, чанкайшисты стали бояться объявления Советским Союзом войны Японии, опасаясь, что разгром японских милитаристов еще более повысит престиж СССР в глазах китайского народа и будет способствовать успешной борьбе демократических сил в Китае.
Этот страх гоминдановских правящих кругов был отмечен иностранными обозревателями. Американский журналист Розингер, который, в это время был в Китае, рассказывает: «Советско-китайские отношения оставались формально корректными, но среди официальных чунцинских кругов была широко распространена русофобия. В 1944 г. ни одно событие не встревожило китайское правительство так сильно, как советское продвижение против германских армий на западе. Чунцин боялся влияния сильного Советского Союза на политику в Китае и возможности вступления русских войск в войну на Дальнем Востоке». Розингер указывает, что гоминдановцы распространяли небылицы о Советском Союзе, утверждая, что он может «попытаться захватить Манчжурию после поражения Японии или получить специальные позиции в северо-западной части провинции Синьцзян».
И действительно, гоминдановская печать старалась мобилизовать общественное мнение против СССР, распространяя клевету о мифических советских «претензиях». Тот же Розингер подчеркивает в своей книге: «Если бы китайское правительство было связано прочным единым фронтом с коммунистами и другими политическими элементами, если бы руководство экономической и военной организацией осуществлялось настолько эффективно, насколько это позволяют условия военного времени, если бы оно установило демократическое или полу демократическое управление, то оно приветствовало бы военное участие Советского Союза и его престиж среди китайского народа был бы неуязвим. К несчастью, существует другое положение. Чунцин является неэффективным, реакционным, недемократическим режимом, его авторитет в народе упал за последнее время...» При этом Розингер признавал, что «Москва не показала ни одним словом или действием, что она хочет захватить Манчжурию».
Эволюция гоминдановских лидеров от активного провоцирования советско-японской войны к страху перед возможностью вступления СССР в войну против Японии после поражения гитлеровской Германии является еще одним свидетельством того, что они оставались непримиримыми врагами Советского Союза, противниками подлинного советско-китайского сближения.
Однако разгром фашистской Германии и рост международного авторитета СССР весьма остро поставили перед гоминдановским правительством вопрос об изменении позиции в отношении СССР.
Китайская коммунистическая партия, Демократическая лига, Ассоциация национального спасения и многие другие организации, выступив единым фронтом, требовали проведения демократических преобразований в стране и улучшения советско-китайских отношений. Важной вехой в борьбе широких масс Китая за демократию, за советско-китайскую дружбу явился VII съезд КПК, состоявшийся в апреле 1945 г.
Коснувшись в своем докладе на съезде вопроса советско-китайских отношений, Мао Цзэдун отметил, что правящие круги Китая, формально поддерживая дипломатические отношения с СССР, на деле занимают позицию, враждебную Советскому Союзу. Указав, что Советское правительство первым отказалось от неравноправных договоров и заключило с Китаем новые, равноправные договоры, что оно поддерживало освободительную борьбу китайского народа в годы первой революционной гражданской войны и первое пришло на помощь китайскому народу в его борьбе против японских захватчиков, Мао Цзэдун от имени китайского народа выразил благодарность народу и правительству СССР за эту помощь и потребовал от гоминдановского правительства отказаться от враждебного отношения к СССР и немедленно улучшить китайско-советские отношения.
VII съезд Компартии Китая указал на необходимость ликвидации диктатуры крупных помещиков и компрадорской, буржуазии, антинародного государственного строя и поставил перед партией и всем китайским народом задачу борьбы за народную демократию, за установление дружественных отношений между Китаем и СССР.
Гоминдановскому правительству становилось все труднее маневрировать. Оно понимало, что Советский Союз включится в войну против Японии и, следовательно, скажет свое веское слово в разрешении дальневосточных проблем. Это обстоятельство сыграла главную роль в том, что правящие круги Китая стали искать известной стабилизации советско-китайский отношений. Тем не менее гоминдановская клика неохотно шла на это. Когда группа умеренных гоминдановцев внесла на рассмотрение 6-го съезда гоминдана предложение об улучшении советско-китайских отношений, то съезд под давлением реакционных делегатов ограничился лишь заявлением, что установление длительных дружественных отношений с СССР крайне необходимо. Но широчайшие круги китайского народа настойчиво требовали действительного улучшения отношений с Советским Союзом и заключения договора о дружбе и союзе. Так, 3 мая 1945 г. «Дагунбао», подчеркивая, необходимость заключения договора между СССР и Китаем, писала, что этот договор должен предусматривать совместные военные действия против Японии, взаимопомощь, осуществление политики Сунь Ятсена, отказ обеих сторон от укрепления советско-китайской границы; Китай, СССР, Англия и США должны совместно гарантировать независимость Кореи.
Советско-китайский договор о дружбе и союзе.
Переговоры между правительствами СССР и Китая начались 30 июня 1945 г. Для этой цели в Москву прибыла китайская делегация во главе с Сун Цзывэнем. 14 июля в связи с Потсдамской конференцией переговоры были прерваны. Спустя неделю после их возобновления, 14 августа, состоялось подписание договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем, соглашений о Китайской Чанчуньской железной дороге, о Порт-Артуре и Дальнем.
Основная цель договора состояла в укреплении дружественных отношений между СССР и Китаем путем союза и широкого сотрудничества, главной задачей которого должно быть предотвращение возрождения японской агрессии. Договор устанавливал, что обе страны будут оказывать друг другу всю необходимую военную и другую помощь и поддержку в войне против японских милитаристов, а также не будут вступать в сепаратные переговоры с Японией и не заключат без взаимного согласия перемирия или мирного договора ни с нынешним японским правительством, ни с любым другим правительством или органом власти, созданным в Японии, которые не откажутся ясно от всяких агрессивных намерений.
Статья 3 договора предусматривала принятие обеими сторонами всех находившихся в их власти мер, чтобы «сделать невозможным повторение агрессии и нарушение мира Японией». Если бы одна сторона оказалась вовлеченной в военные действия в результате агрессии со стороны Японии, то другая была бы обязана оказать своему союзнику военную и всякую другую поддержку и помощь имеющимися в ее распоряжений средствами. «Эта статья, – указывалось в договоре, – остается в силе до того времени, пока по просьбе обеих Высоких Договаривающихся Сторон на организацию «Объединенные нации» не будет возложена ответственность за предупреждение дальнейшей агрессии со стороны Японии». Договор исключал возможность участия какой-либо из сторон в союзе или в коалиции, направленной против другой договаривающейся стороны. Обе стороны условились совместно работать в тесном, и дружественном сотрудничестве после наступления мира и действовать в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. СССР и Китай согласились также оказывать друг другу всю возможную экономическую помощь в послевоенный период в целях облегчения и ускорения восстановления обеих стран и для того, чтобы внести свой вклад в дело благосостояния мира.
Договор подлежал ратификации в возможно короткий срок. Он был заключен на 30 лет. Если бы за год до истечения срока ни одна из сторон не заявила о своем желании денонсировать, договор остался бы в силе на неограниченное время, причем в таком случае каждая из договаривающихся сторон могла бы прекратить его действие, известив об этом другую сторону за один год.
По соглашению о Китайской Чанчуньской железной дороге бывшая КВЖД и бывшая Южная Маньчжурская железная дорога, идущие от станции Маньчжурия до станции Суйфынхэ и от Харбина до Дальнего и Порт-Артура, переходили в общую собственность СССР и Китая. Кроме основной магистрали в общей собственности и совместной эксплуатации должны были находиться только те земли, а также вспомогательные железнодорожные ветки, построенные КВЖД в период русского и советско-китайского управления и ЮМЖД — в период русского управления, которые использовались для прямых нужд этих дорог. Совместная эксплуатация КЧЖД должна была осуществляться единым управлением под китайским суверенитетом, как чисто коммерческое транспортное предприятие.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--