Курсовая работа: Конфликт в социологии
Введение.
Глава 1. Проблема конфликта в социологической теории.
1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт.
1.2. Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера
1.3. Конфликт и девиантное поведение: Эмиль Дюркгейм.
1.4. Ральф Дарендорф: конфликт и модернизация общества.
Глава 2. Конфликт как предмет социологического анализа.
2.1. Понятие конфликта и его функции, субъекты.
2.2. Классификация и типология конфликтов.
2.3. Причины конфликтов.
2.4. Этапы протекания конфликта.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение.
Признано, что общество сохраняется как целое, благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов, и каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна. Мысль о том, что идеальное общество может представлять собой «полную гармонию» без напряженностей, – не более чем мечта, от которой лучше избавиться.
Жизнь подбрасывает самые неожиданные конфликты и разнообразные конфликтные ситуации. Они были, есть и будут, пока существует человечество, каждый представитель которого имеет свой взгляд на мир, свое мнение, отличающееся от мнения другого. В сущности, там, где есть люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, неизбежно возникают конфликтные ситуации.
Этнологи противопоставляют друг другу общества мирные и общества военные, где агрессивность и силовое столкновение в социальных отношениях институционализированы. Так, кватикиутл превратил ритуальный конфликт в один из своих главных институтов. В обществах средиземноморского региона нормой считается вражда между мужчинами, а также женские и семейные распри.
Конфликты в одних обществах могут приобретать драматические очертания, а в других, наоборот, разрешаются мирно. Однотипные столкновения становятся поводом для массовых побоищ в одном месте и проходят без применения какого-либо насилия в другом.
Для социолога конфликт выступает привилегированным предметом анализа:
1) противники выступают открыть, в то время как при нормальном течении жизни идентифицировать их было бы невозможно;
2) альянсы вскрывают общность интересов, менталитета и идеологии;
3) обретают эксплицитные формы (становятся очевидными) инструменты и методы ведения борьбы;
4) за исключением случаев, когда имеет место возврат к ситуации «ante» («до»), конфликт может рассматриваться как механизм проведения быстрых социальных изменений.
Наконец, конфликт – это процесс принятия решений и сила, формирующая порядок.
В данном исследовании будут рассмотрены различные подходы к проблеме конфликта в социологической теории, структура, типы и причины конфликтов.
Глава 1. Проблема конфликта в социологической теории.
1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт.
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования.
Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX–XX вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Первые дошедшие до нас исследования относятся к VII–VIвв. до н.э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего – во взаимоотношениях присущих материи положительных (ян) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве.
В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» – единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон рассматривал ее как величайшее зло.
Гераклиту противоречил и Геродот. Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира – дети отцов».
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--