Курсовая работа: Конфликты в педагогическом общении и их преодоление

Введение

Актуальность исследования . ??????? ? ???????? ?????????? ? ??????? ???????? ???????????? ?????? ??? ?????????????. ? ??????? ???????????? ?????? ??????? ?????????????? ???????????????, ?????????????? ????????????? ?????????? ? ????????. ? ?????????????? ???????????? ??????? ??????????? ?????????????? ? ??????????????? ???????? ????????. ??? ????????? ? ??? ??? ?????????? ???????????, ? ??????? ??????? ? ??????? ??????? ???????? ????? ?????????????? ??????????, ??? ??? ?? ???????? ???????????????? ??????????? ? ?????????? ???????????????-??????????.

Но, к сожалению, педагогическое общение не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении личности учащегося. Можно сказать, что конфликты не обошли стороной и педагогическое общение, осуществляемое в рамках школы. Поэтому изучение конфликтов – их появление, развитие, причины, разрешение – становится очень востребованным. Не случайно в школах уже не обойтись без помощи психологов, которые могут грамотно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию. В какой-то степени модной становится профессия конфликтолога, все больше приобретающая популярность.

В связи с этим нам бы хотелось осветить проблему педагогических конфликтов и постараться глубже в ней разобраться с целью устранения роста нежелательных конфликтов в образовательной сфере.

Наиболее крупными исследователями в данной сфере являются А.А. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, М.М. Рыбакова.

М.М. Рыбакова исследует типичные конфликтные ситуации между учителями и учениками. Она выявляет причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают в них учителя, поскольку считает, что источником большинства конфликтов являются сами учителя.

В своих исследованиях А.А. Леонтьев рассматривает общение учителя с учащимися. Насколько он их понимает, как говорит с ними, слушает их, во многом зависит успешность обучения и воспитания. А.А. Леонтьев показывает те качества и умения учителя, без которых невозможно создать благоприятные условия для педагогического общения.

Объект исследования: педагогическое общение.

Предмет исследования: конфликты в педагогическом общении.

Цель исследования : выявить конфликтно-стрессовые ситуации, их возникновение в педагогическом общении, типологию и способы разрешения

Задачами данного исследования являются:

· анализ литературы по проблеме исследования

· характеристика педагогического общения между учителем и учеником

· выявление причин возникновения конфликтов в педагогическом общении

· выявление специфики конфликтов в педагогическом общении

· определение способов разрешения конфликтов в педагогическом общении.

1. Педагогическое общение как взаимодействие учителя и ученика

1.1 Понятие педагогического общения и его виды

Исследователи выражают различные точки зрения, определяя общение. Так, например, А.А. Леонтьев утверждает, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение – процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости.

Большая современная энциклопедия дает следующее определение общения: «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [17, с. 391].

В психолого-педагогическом словаре находим следующее: «Общение – взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп» [19, с. 324–325]

По мнению М.М. Рыбаковой педагогическое общение можно отнести к тем видам деятельности, для которых содержание и характер отношений между ее участниками являются залогом ее успеха. Под педагогическим общением понимается также влияние учителя на личность ученика с целью изменения его поведения, убеждений, стиля отношения к самому себе и окружающим людям, формирования ценностных ориентаций и качеств личности [9, с. 13].

?????????????? ??????? ? ???????? ? ?????????? ?????? ???????????? ??????????? ?? ???????? ??????????. ?????????????? ??????? ? ????????? ??????? (?????? ? ??????) ?????????-???????????????? ?????????????? ???????? ? ???????????, ?????????? ? ???? ????? ???????????, ?????????????? ??????????? ? ??????????? ??????????????? ? ??????? ??????????????? ???????. ????? ??????? ???????, ????????? ??????????????? ??????? ????????? ??? ???? ??????? ?????????-???????????????? ??????????? ???????????????????????, ??????????????? ??????? ??????????????? ???????? ? ???????????? ? ????????? ??? ???????? ??????? ??????? ?????.????? ???????? ????????? ?????????????? ??????? ? ???????? ?????????????? ????????????:? ????? ??????????? ??????? ??????? ???????? ? ???????? (???????????? ????? ???????);? ??????? ???????, ??????????? ??? ??????????? ????? ?????????????? ????????????;? ??????????? ??????? ???????, ??????????? ??? ??????? ?????????? ?????????????? ? ??????????????? ?????? [23].

Существует несколько видов общения:

1 Социально ориентированное общение (лекция, доклад, телевизионное выступление). В этом случае лектор выступает как представитель общества (какой-либо социальной группы), и решаемая им задача является социальной.

2 Групповое предметно ориентированное общение – общение, включенное в коллективный труд, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. На первом месте здесь стоят производственные отношения. Решаемая задача также является социальной; предмет и цель такого общения – организация коллективного взаимодействия в процессе труда.

3 Личностно ориентированное общение – общение одного человека с другим. Это общение также может быть различным: это может быть и деловое общение, а может и простое «выяснение отношений».

В учебном процессе педагогическое общение занимает особое место, поскольку недостаточное внимание к личности школьника в процессе обучения, применение методов обучения в ущерб личности учащихся – все это может привести к возникновению серьезных педагогических проблем. Поэтому, прежде всего, стоит разобраться в том, что же такое педагогическое общение.

Подводя итог, скажем, что общение – способ передачи информации от одного человека к другому, передача или сообщение мыслей и чувств. Среди разных видов общения можно выделить педагогическое общение, которое занимает особое место. Педагогическое общение – такое общение учителя (педагогического коллектива в целом) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника.

????? ???????, ????? ???????, ??? ?? ??????????? ???? ??????????? ?????????????? ??????? ??????????????? ??????? ??????? ?????????? ? ?????????????? ???????????? ???????? ??????????????? ???????, ??????? ?????? ?????????? ????? ????????? ? ??????. ?????????? ?? ? ????????? ???????, ?????? ?????????? ????????????? ??????????????? ???????, ??????????? ? ???????? ??????????????, ????????? ????? ?? ????????? ??? ??? ??????? ??????? ?? ??????? ?????????????? ? ?????????? ?? ? ????????? ??????????????? ??????????. ? ???? ?????? ?????????????? ??????? ???????? ????????? ?????????-??????????????? ????????? ?????????????? ????????????.

1.2 Проблемы педагогического общения

Проблема оптимального педагогического общения была поставлена еще в период развития советской педагогики, но не потеряла своей актуальности и в наши дни.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 246
Бесплатно скачать Курсовая работа: Конфликты в педагогическом общении и их преодоление