Курсовая работа: Конституция как основной нормативно-правовой акт
1. Понятие нормативных актов. основные особенности нормативно-правовых актов. 2
1.1. Понятие нормативного акта. 2
1.2. Нормативный акт как источник права. 7
1.3. Основные особенности нормативно-правового акта. 8
2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. 11
2.1. Виды нормативно-правовых актов и их система. 11
2.2. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 17
3. Конституция россиии в системе нормативно-правовых актов. 22
3.1. Этапы коституционного развития России. 22
3.2. Конституция - основной закон РФ.. 26
3.4. Юридические свойства Конституции РФ 1993 года. 28
Список использованной литературы... 33
1. Понятие нормативных актов. основные особенности нормативно-правовых актов
1.1. Понятие нормативного акта
Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:
1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.
3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.
4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:
а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.
Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.
Нормативно правовой акт это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.
Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. Например: (Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции Судебной Реформы" от 24 октября 1991 года №44 или Федеральный закон "О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в "Российской газете" 1995, 16 мая). Также нормативно правовой акт имеет "преамбулу" - предисловие, т.е. вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит "нормы-цели" и "нормы-принципы", которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано "Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Это и является преамбулой.
Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им.
В других же отраслях права мы находим различные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах.
Также следует рассмотреть вопрос о юридической силе нормативно - правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--