Курсовая работа: Концепция "независимой жизни" как философия и методология социальной работы
Выполнила: студентка ФССР
гр. СР-31 Портненко В. В
Проверил: ассистент Аристова Г. А
Пенза, 2010 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Независимая жизнь как философия социальной реабилитации
1. 1Определение понятия «независимая жизнь»
1. 2История развития медицинской и социальной моделей
1. 3Определение медицинской и социальной моделей
Глава 2. Независимая жизнь как методология социальной реабилитации
2. 1Методология медицинской и социальной моделей
2. 2Опыт Центров независимой жизни в России и зарубежом
Заключение
Список литературы
Введение
Сколько времени существует человечество, столько же существует и проблема инвалидов. Первоначально она решалась естественным путем - выживал сильнейший. Однако по мере формирования социума, общество в той или иной мере начало заботиться о тех, кто по каким то причинам не мог сделать этого самостоятельно.
Существуют различные подходы к проблеме человека, имеющего инвалидность. Одни из них это социальная и медицинская модели.
Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными. Медицинская модель рассматривает инвалидность как нарушение функционирования организма человека, его болезнь, а сам человек как пассивный, полностью зависимый от медиков-профессионалов. Медицинский подход отделяет людей с ограниченными возможностями от других групп, поддерживает общественные стереотипы о невозможности самостоятельного существования данной группы людей вне поддержки профессионалов и добровольных помощников, влияет на законодательство и социальный сервис.
Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». Социальная модель рассматривает инвалида как полноправного члена общества, фокусирует внимание не на индивидуальных проблемах человека с инвалидностью, а на социальных причинах их возникновения. Инвалид может активно участвовать в экономической, политической, культурной жизни общества. Инвалид –это человеческий ресурс, способный влиять на социально-экономическое развитие страны, необходимо создавать условия для интеграции инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т. е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.
Оба подхода различны в понимании «инвалида» его проблем, пути их решения, место и роль инвалида в обществе, определяя тем самым социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями, законодательство, методы работы с инвалидами.
Актуальность проблемы:
Инвалиды заявляют о своих правах доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, который мешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являются традиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения, а также влияет на социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями, законодательство, методы работы с инвалидами
Цель: рассмотрение отношение к инвалидам с точки зрения медицинской и социальной модели.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
-сравнить медицинскую и социальную модель, выявить особенности моделей
-сравнить опыт и практика Центров независимой жизни в России и зарубежом, выявить особенности
-рассмотреть влияние социальной и медицинской моделей на социальную политику, практику социальной работы с инвалидами
-рассмотреть историю развития медицинской и социальной модели
-выявить отличие цнж и медицинских учреждений
- рассмотреть отношение к инвалидам на протяжении истории
Объект: инвалид
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--