Курсовая работа: Концепция современного естествознания
Содержание
1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания
2. Учение В.И. Вернадского о биосфере как сложном планетарном биокостном теле
3. Нарушение симметрии в ходе биологической и социально-экономической эволюции
4. Место и роль человека в процессе эволюции биосферы. Космическая роль современного человека
5. Особенности биологического пространства и времени
Список литературы
1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания
Натурфилосо́фия (от лат. natura — «природа») — попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами (и не только), с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы.
Античная натурфилософия
Понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки. Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма). Возникла натурфилософия фактически ещё до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Родоначальником собственно натурфилософии были ионийские философы.
Ими рассматривались следующие основные проблемы:
· материя и её (атомистическая) структура,
· гармония (математическая) Вселенной,
· соотношение вещества и силы,
· неорганического и органического.
Значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке. У Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. Дальнейшее её развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и стоиками.
Средневековая натурфилософия
С развитием естественных наук в Средние Века развивалась также и натурфилософия, главным образом со времени поздней схоластики, и особенно в лице таких мыслителей, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль как в натурфилософии, так и в естественных науках (Генрих фон Лангенштейн, Альберт Саксонский, Роджер Бэкон, Николай Орезмский и физики-оккамисты).
Натурфилософия Нового времени
Относящееся к началу Нового времени понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (Джордано Бруно).
Вскоре произошло её разделение на натурфилософию органического (Парацельс), близкую к витализму, и натурфилософию неорганического (Галилей), близкую к механицизму, причём последняя все больше и больше одерживала верх, и в первую очередь благодаря начавшемуся триумфальному шествию естественнонаучных методов исследования — шествию, возглавляемому Леонардо да Винчи, Коперником; Кеплером, Сеннертом, Галилеем, Декартом.
Натурфилософия Вселенной основана Коперником, Кеплером, Ньютоном; последний под ней понимал теоретическое (математически-дедуктивное) учение о природе («natural philosophy» — «точная наука о природе»).
В XVIII веке различаются «physica speculativa» и «physica empirica» (физическая констатация фактов).
В 1786 Кант в «Метафизических началах естествознания» дал первую критическую натурфилософию современного (механистического) естествознания, в 1790 в «Критике способности суждения» — дополнительную критику натурфилософии органического, т. е. критику биологических понятийных построений.
Появившиеся в 1797 «Идеи натурфилософии» Шеллинга открыли идеалистический, конструктивно-умозрительный период натурфилософии.
Натурфилософия романтизма (Окен) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий; близко к ней стояли Гегель и Шопенгауэр. Исследованиями в сфере органического специально занимались Гёте и К.Г. Карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно схватывающую жизненные и полные сил формы.
Натурфилософия XIX века
Все бо́льшие успехи естественных наук и связанное с этим растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в XIX веке к тому, что натурфилософия скатилась к материализму; наконец она исчезла почти полностью — так же как и метафизика и по тем же причинам.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--