Курсовая работа: Коррекция внутрисемейных отношений у младших школьников с задержкой психического развития
Научный руководитель:
Оренбург – 2010 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования внутрисемейных отношений
1.1. Особенности формирования детско-родительских отношений ……...…. 5
1.2. Родительские установки и стили воспитания детей …….………………. 6
1.3. Основные нарушения детско-родительских отношений ………………. 12
1.4. Семья, воспитывающая ребенка с ЗПР и внутрисемейные отношения....15
Глава 2.Практическое изучение взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития.
2.1. Методы, цели, задачи и содержание исследования …………………….. 17
2.2. Анализ полученных результатов ...............…………………………...….. 22
2.3.Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии …………………………...23
Заключение ………….……………………………………………………….......32
Литература……………………………………………………………………… 33
Приложения…………………………………………………………………… ..34
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения и, в частности, на отношение родителей к детям. Именно поэтому возрастает роль изучения проблем взаимоотношений в системе семейного функционирования не только в практическом смысле, но и для научных исследований медицинского, психологического и педагогического направлений.
Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы: необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса, формирования в их сознании положительных установок.
Организация и методы работы.
Работа проводилась в несколько этапов:
– анализ литературных источников состоял из изучения результатов исследования разных авторов общей и специальной педагогической и психологической литературы;
– практическая часть работы проводилась следующим образом:
*диагностика семьи (тест родительских отношений)
* диагностика ребенка (рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана и наблюдение)
*разработка плана коррекции.
В экспериментальном исследовании принимали участие две семьи, воспитывающие ребёнка младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
Коля К. –9 лет, Алексей Г. – 10 лет – ученики коррекционного третьего класса.
Выявленные особенности послужили основой для последующей разработки практических рекомендаций, которые помогут членам семьи правильно относиться и адекватно воспринимать ребенка с особыми образовательными потребностями.
Глава 1. Теоретические основы внутрисемейных отношений
1.1. Особенности формирования детско-родительских отношений.
Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития. Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки его способностей и возможностей. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребёнка либо неприятие первичной оценки состояния ребенка нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что вызывает необходимость целенаправленной всесторонней консультации с целью получения объективного анализа, как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательных позиций.
Среди отечественных авторов ведущее место в разработке проблемы коррекционно-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ЗПР, принадлежит Т. Н. Волковской , в работах которой определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.
Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребёнка с близкими взрослыми, изменение особенностей общения, способов и форм совместной деятельности – этих важнейших компонентов социальной ситуации развития ребёнка, которые требуют от взрослых осознанных усилий. В одних случаях ЗПР усугубляется, что может быть вызвано неблагоприятным социальным статусом семьи, в других случаях ЗПР может быть компенсирована благодаря влиянию семьи на преодоление ЗПР, когда осуществляется направленная активизация, и развиваются различные стороны интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Как правило, это встречается в благополучных семьях. В связи с этим система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна представлять собой комплексную программу коррекционного воздействия по преодолению ЗПР.
1.2. Родительские установки и стили воспитания детей
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--